Папки-передвижки

Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников

Ольга Захарова
Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста.

Наблюдая за поведением детей в нашей группе, нами выявлены следующие (особенности) отклонения от возрастной нормы: у детей с ОНР отмечалась быстрая эмоциональная истощаемость, повышенная возбудимость и активность, отсутствие желания участвовать в совместных занятиях, конфликтные отношения со сверстниками, агрессивное поведение. На логопедических занятиях дети не могли сосредоточиться, часто отвлекались, быстро уставали. Мотивация детей к развитию связной речи была слабая. Мы понимали, что детям нужна помощь, но как развивать речь, если дети отказывались от деятельности?

Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» размещена в разделах

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия- естественная форма общения и передача опыта.

Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Таким образом, непосредственно-образовательная деятельность осуществлялась с помощью двух специалистов: педагога-психолога, который вначале занятия использовал методы арт-терапии и учителя-логопеда, который во второй части осуществлял развитие связной речи.

Цель - создать условия для развития связной речи детей через гармонизацию их эмоционального состояния, методами арт-терапии и сказкотерапии.

Задачи:

1. Развивать речь детей с помощью:

пересказывание сказок;

группового рассказывания сказок;

рассказывание сказок по кругу;

сочинения сказок.

2. Активизировать и обогащать словарный запас.

3. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и страхов.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Развивать навыки конструктивного выражения эмоций.

6. Повысить уровень самооценки.

7. Укрепить союз «Ребенок – Педагог - Родитель».

Этапы работы:

1. В начале учебного года была проведена диагностика эмоционального состояния детей. Исходя из полученных результатов, был разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

2. Работа с родителями. Были разработаны и проведены заседания семейного клуба «Сотрудничество» по темам: «Большие проблемы маленьких детей», «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок», «Готовы ли Вы и Ваш ребёнок к школе».

3. На протяжении учебного года проводилась непосредственно-образовательная деятельность с детьми совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Основные этапы работы

Пальчиковые игры.

На данном этапе большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование.

Мы просили детей нарисовать любимого сказачного героя, сказочную страну и так далее. Были такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев». В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач.

Решение сказочных задач- это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Например: «выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталось у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит- навстречу ему идет старичок- лесовичок, от голода спотыкается.

Что делать Ивану- царевечу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?».

Игорь: конечно поделится с лесовичком!

Вова: тогда он с голоду умрет, лучше он сам его съест, а старичок старый уже все равно.

Лера: Иван- царевич поделится хлебом, а сам в лесу будет охотится и ягоды, грибы кушать. Вот и все.

Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировоззрение. Даже дети логопедической группы с общим недоразвитием речи терялись в ситуации выбора только на первом занятии, затем их ответы становились не похожими на ответы товарищей. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведения ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность по быть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, воды, пожара, мышей, лягушек.

Психодинамические медитации и танцы.

Психодинамические медитации- это вид медитации, связанный с движением, перевоплощениями, получением позитивного двигательного опыта.

Танец- это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Погружение в стихи

В своей работе мы использовали приемы, связанные с погружением в различные стихи.

Например: мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке : идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле, а вот солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам…

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжения и заряжают энергией.

Самостоятельное сочинение сказок и историй.

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самомтоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки, передавая Синеглазку.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжатся бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Мы использовали несколько вариантов группового придумывания сказки. У кого Синеглазка тот начинает рассказ, затем ее передает, дети продолжают, рассказ обычно заканчивается после первого же круга. В нашей работе был использован такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки. Дети рисовали на общем листе бумаги. Правили всех волшебников: не толкаться и не ссориться.

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывают общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходило сейчас и что будет происходить. Так же использовали любимые игрушки и просили придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране.

Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилось способность слушать другого.

Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы стались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило театрализация сказки «Принцесса и король» придумана детьми.

На одном из занятий, дети придумала сказку «Принцесса и Король». После её театральной инсценировки, дети захотели поделиться своим творчеством со всей группой!

И вот, что у них получилось…

Жили-были «Принцесса и Король» в царстве «Добрых животных». И вот однажды Принцесса пошла, кормить животных, и её похитили разбойники…

Мудрец, наблюдая за Принцессой, увидел, что её похитили, и сообщил Королю!

Преодолев, множество препятствий Король и Мудрец отыскали Принцессу!

Но разбойники её просто так не хотели отдавать… И завязался бой подушками между Королем, Мудрецом и разбойниками.

И только прекрасный голос Принцессы, помог разрешить этот долгий бой. От звонкой песни Принцессы, разбойники уснули.

Король и Принцесса вернулись домой, и жили долго и счастливо!

Бурю положительных эмоций получили дети после театрализации сказки, от радости и счастья до определения будущей профессии. Дети захотели быть актёрами и сниматься в фильмах!

Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все наши советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое сотрудничество («Ребенок-Родитель-Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляют доверие и уважение к работе педагога.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 16:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Захарова (УИ 527620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД