елена бусаргина
Сказкотерапия. Развитие личности ребенка посредством психолого-педагогической работы со сказкой «Как птицы царя выбирали»
▼ Скачать + Заказать документы
Хакасская народная сказка "Как птицы царя выбирали"
Собрались птицы со всех концов и решили:
- Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным, самым умным и самым долговечным среди нас. Тут Галка прошлась важно и говорит:
-Я думаю, надо нам царя такого, чтобы у него хвост был длинный и чтоб шарф был на шее. Засмеялись птицы : - Уж не тебя ли в цари выбрать? Обиделась Галка: - Раз вы смеетесь надо мной, улечу я от вас. И улетела.
Публикация «Сказкотерапия, Развитие личности ребенка посредством психолого-педагогической работы со сказкой „Как птицы царя выбирали“» размещена в разделах
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Филин повертел головой в разные стороны и сказал : - А, по-моему, царь должен быть чуткий и чтоб ночью мог видеть. Снова засмеялись птицы : -У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Но ты ли царь? Обиделся Филин. – Что вы смеетесь? Я вам не Галка – вертихвостка. Улечу от вас в тайгу, но берегитесь: все ваши тайные речи подслушаю и царю донесу. И улетел.
Поднялся с места Кулик. – Без голоса царь – не царь. Нам надо такого царя, чтобы как крикнет, так всем на душе сразу тоскливо стало. Пуще прежнего захохотали птицы : - кричать – то ты мастер, Кулик! Да вот ростом невелик! Не вынес насмешки Кулик и улетел.
Слово взял Журавль. – Я дорогие птицы – сестрицы, так думаю, что все эти Кулику да Галки – смех один. Ну что это за птицы, когда я их перешагнуть могу! Нам надо, я думаю, царя с длинными ногами, такими, чтоб его никто перешагнуть не мог! Тут все птицы от хохота так и покатились: - Эх, Журавль, хороший ты мужик, да вот умом не велик. Иди-ка ты на свое болото и командуй там над лягушками. – И на том спасибо, - ответил Журавль, - я и лягушками сыт. Мне ваша слава ни к чему. И улетел.
Посмеялись птицы, но все же, смех смехом, а царя выбирать надо. Видят: сидит в стороне Сокол – ростом небольшой, но телом крепкий и гордый – прегордый. – Вот Сокол, он в цари подходит, - заговорили птицы. – В полете он быстрее ветра, грудью крепче камня, глаз имеет зоркий. Чем не царь? Ворона и Сорока рядом с Орлом сидели. Орел птичью болтовню не слушал, клевал себе мясо, а Ворона и Сорока подбирали объедки, но за спором следили. – Ор-р-рла, Ор-р-рла!- закричала Ворона. Пр-р-равильно, пр-р-равильно! – подхватила Сорока. Тут все птицы на Орла взглянули и выбрали его царем. А Сокол от обиды взмыл вверх и стал грозить: - Позора этого я вам вовек не прощу! Достанется от меня и внукам, и правнукам вашим! Так с тех пор и живет Сокол в злобе на всех птиц и мстит им за обиду. А Орла и ныне птичьим царем называют. И за услугу эту прикармливает он Ворону и Сороку объедками со своего стола.
Развитие личности ребенка посредством психолого – педагогической работы со сказкой «Как птицы царя выбирали»
Цель – психологическое сопровождение личностного развития.
Задачи:
- развитие психических процессов (концентрация внимания; воображение);
-развитие эмпатии;
-эмоциональное развитие;
-психотерапия страхов;
-снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши для рисования, сюжет сказки в 6 картинках, мягкие игрушки или картинки («Галка», «Филин», «Кулик», «Журавль», «Сокол», «Орел», листы бумаги формата А4, материалы для лепки, картинки с отличиями, «Четвертый - лишний» (одна домашняя птица, три диких, разрезные картинки «Герои сказки», «Лабиринты».
Рекомендации:
Сначала полностью прочитать сказку детям, чтобы у них сформировалась целостное восприятие сюжета. После аналитической работы со сказкой рекомендуется прочитать сказку еще раз – для закрепления полученных представлений. Если дети не знают ответов на вопросы, педагог подводит их к ответу с помощью наводящих вопросов или отвечает сам
Техника работы со сказкой
Цели работы со сказкой : развитие памяти, аналитической деятельности, коррекция поведения, формирование и развитие навыков социализации.
1-я встреча со сказкой
Задачи
1. Развитие фонематического слуха, мышления, внимания, восприятия, памяти.
2. Развития мелкой моторики, эмоциональное развитие, формирование предметных представлений.
Ход
1. Чтение сказки взрослым.
2. Рисование героев сказки (также мощно использовать аппликацию – классическую и рваную, простое оригами, рисование пальцами).
2-я встреча со сказкой
Задачи
1. Развитие долговременной памяти, внимания. Фонематического слуха, восприятия, мышления.
2. Развития речи, мышления, аналитико – синтетической деятельности, памяти, внимания.
Ход
1. Повторное чтения сказки взрослым.
2. Совместный пересказ взрослым и ребенком.
3 –я встреча со сказкой
Задачи
1. Развитие долговременной памяти, внимания, фонематического слуха, восприятия, мышления.
2. Активное развитие речи, мышления, аналитико – синтетической деятельности, памяти, внимания.
Ход
1. Повторное чтение сказки.
2. Самостоятельный пересказ ребенком.
4-я встреча со сказкой
Задачи:
1. Социальное, эмоциональное, коммуникативное развитие.
2. Развитие личности средствами самовыражения, креативности, решение личностных проблем через сказку.
Ход
1. Театрализация сказки. При групповой работе театрализация может строиться по ролям: роль Орла отдается самому, стеснительному ребенку, роль Сокола – не способному постоять за себя, Журавля, Филина – самым самоуверенным детям.
2. «Придумай другой сюжет или конец сказки» («Придумай другую сказку с этими героями» - в этом варианте педагог является «зачинщиком» сюжетной линии).
5-я встреча со сказкой.
Задачи:
1. Личностное, нравственное, коммуникативное развитие ребенка.
2. Проекция личностных переживаний сказки.
Ход
1. Психологический анализ сказки.
2. «Раскрась своего любимого героя – Галку, а быть может Сокола и т. д.» Ребенок выбирает самостоятельно. При затруднениях педагог помогает: «Кто тебе нравится больше всех? Кого бы ты хотел нарисовать?»
6-я встреча со сказкой
Задачи
1. Развитие мышления, памяти, речи, воображения.
2. Мотивационное развитие, развитие личности средствами самовыражения.
Ход
1. Театрализация через импровизацию (свободное проигрывание сказки.
Развивающая работа после прочтения сказки.
Повторное чтение сказки. (Цель – закрепление полученных представлений.)
«Разложим героев по порядку» (анализируется сюжетная линия).
«Расскажи сказку сам»
-Попробуй сам рассказать эту сказку Колобку. (Цель – развитие воображения, памяти, речи.)
Театрализация с финалом, данным в сказке.
Используются игрушки – герои сказки.
Театрализация с другим финалом
1. Прилетело много домашних птиц, и каждый из них захотел стать птичьим царем….
2. Птицы договорились между собой, что будут править, и устанавливать свои законы, по очереди….
Игра «Кто лишний» - в ряд добавляется изображения героя не из сказки. (Цель – развитие аналитико – синтетической деятельности.)
Педагог выставляет героев сказки в ряд. Дети закрывают глаза, педагог меняет героев сказки местами и добавляет другую птицу. Открыв глаза, дети отгадывают, кто лишний.
«Кто из героев спрятался?» (Цель – развитие памяти.)
Педагог выставляет ряд из 4 героев, дети запоминают их, затем закрывают глаза, и один из героев сказки заменяется другим. Игру можно проводить совместно со всеми детьми или по очереди.
«Разложим героев на места» - Кулика в верхний правый угол, Журавля за кубики, Галку перед кубиками и т. п. (Цель – развитие пространственной ориентировки.)
Варианты:
- лист бумаги и картона размером 5*5 см;
- полотна стола и картинки;
- полотна стола и игрушки.
«Опишем героя». (Цель – развитие аналитико – синтетической деятельности.)
Детей просят составить рассказ о герое : где живет, размер, цвет, длина перьев, длина крыльев, части тела, чем питается.
«Разрезные картинки» (Цель – развитие аналитико – синтетической мыслительной деятельности.)
Детям предлагается сложить разрезную картинку из 5-и частей («Герои сказки»).
«Лабиринты» (Цель – развитие внимания.)
Помоги Журавлю пролететь к своему домику на болоте.
Педагог рисует в углах листа бумаги журавля, болото, лес, поле; от журавля – три хаотичные слабо запутанные между собой линии разных цветов, ведущие к болоту, лесу, полю.
«Отличия» (Цель – развития внимания.)
Детям предлагаются, две похожи картинки с изображением одного из героев, между картинками 10 явных отличий. Детям предлагают найти эти отличия.
Домашнее задание:
- проигрывание сказки;
- «Кто изображен на картинке?»;
- «Расставим по порядку»;
- «Расскажем сказку»;
- «Обведем контур и раскрасим» (один герой в день – по ходу сказки).
При повторной встрече при работе со сказкой с психологом или педагогом :
- обсуждение домашнего задания;
- чтение сказки;
-импровизированная драматизация.
МБДОУ Детский сад № 2 «Солнышко»
Развитие личности ребенка
Психолого – педагогическая работа со сказкой.
Номинация «Лучшая разработка конспекта занятия».
Разработала :
Педагог – психолог :
Бусаргина Е. В
Шира 2019 год.