Наталья Протянова
Сказкотерапия как условие для создания психологического здоровья воспитанников ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как условие для создания психологического
здоровья воспитанников ДОО.
Составитель: педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Хворостянка
СП «Детский сад «Колосок» Протянова Н. В.
«Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым
человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Сказкотерапия как условие для создания психологического здоровья воспитанников ДОО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Одним из требований ФГОС является создание благоприятной социальной среды, способствующей развитию ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Для осуществления личностно-ориентированного подхода в рамках реализации ФГОС необходимо использовать эффективные методы, приёмы, технологии. Одним из таких методов является сказкотерапия.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Цель сказкотерапии : воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии :
1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
2-формировать навыки конструктивного выражения эмоций;
3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
5-снизить уровень тревожности и агрессивности;
6-развивать умение преодолевать страхи.
Как подобрать сказку?
Для того, чтобы сказка оказала на ребёнка воспитательное воздействие, она должна отвечать определённым условиям :
- тип героя сказки должен подбираться в соответствии с возрастом, полом и характером ребёнка;
- в сказке должна быть описана проблема, в чём-то схожая с проблемой ребёнка (но не полностью ей идентичная);
- сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия в ней может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка);
- сказка должна предлагать ребёнку альтернативный способ решения проблем.
Виды сказок для дошкольников,которые применяются в сказкотерапии.
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Формы работы со сказками.
Чтение и анализ сказки.
Рассказывание сказки.
Сочинение сказки.
Инсценирование сказки.
Иллюстрирование сказки.
Куклотерапия.
Вывод: Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их роль, вживаются в образы персонажей. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого переживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.