Анастасия Мрыхина
Сказкотерапия как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К. И. Чуковский
"Маленькие детки - маленькие бедки" – гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Публикация «Сказкотерапия как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Вот основные принципы, позволяющие с помощью сказки, достигать своих целей:
во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира;
во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми;
в-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия как здоровьесберегающий педагогический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, лучше рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читается по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» и другие.
Приемы формирования восприятия сказки.
Выразительность чтения. Главное в сказке – это выразительно её прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы рассуждений и развернутого ответа ребенка.
Виды психологических сказок в сказкотерапии:
Художественные сказки. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.
Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать дошкольников тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.
Медитативные сказки. А вот медитативные сказки служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.
Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами ребенка.
Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную активность и дополнительно подавит агрессивность
Структура занятия
Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно структурировать процесс сказкотерапии.
Погружение. Необходимо предварительно подготовить все материалы, которые пригодятся в ходе работы. Погружение достигается путем прослушивания музыки, изменения тона читающего или даже изменением освещения. В комплексе это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок.
Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки для детей.
Процесс обсуждения. Когда воспитатель закончил чтение, начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.
Арт-терапия. Детям дается задание нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его момент сказки и пр. Причем ребенок или должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить. Воспитатель лишь дает возможность выбора.
Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Для этого приглушается музыка, включается свет, к примеру. Психологи часто используют прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.
Итоги. Воспитатель, приняв во внимание результаты, подводит итоги каждого участника группы.
Особенности работы с детьми
Грамотная и эффективная сказкотерапия детских проблем достигается только при условии соблюдения определенных правил и норм. Если не соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет.
Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при работе с детьми. На основе рассказа рекомендуется проводить практические занятия в виде лепки, рисования или простых активных бесед или даже постановки театрального выступления. Воспитатель сам должен проявлять интерес к рассказу и погружаться в сказочный мир, используя эмоциональное сопровождение, то есть создавать соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.
Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание при построении сказкотерапии с детьми:
• учитывается возраст детей;
• дозировано предоставляется информация;
• терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки;
• терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;
• подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.
Как видите, сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность детей, раскрывает проблемы и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.
Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых.
Ссылки на ресурсы Интернет:
• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83.
• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cka3ka-miks.com/
• Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sadon.ru/.
• Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazka.ural.ru/.
• Сказки. Сетевая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skazki.org.ru/.
• Электронная библиотека «Куб» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.koob.ru/skazkoterapiya/ /.
• Электронная библиотека NLP-BOOK Евгении Елисеевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.eliseeva.com.ua/.