Елена Стоцкая
Сказкотерапия как метод развития связной монологической речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение стандарта дошкольного образования требует новых подходов к развитию речи детей. Актуальность поиска эффективных технологий возрастает.
Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР является ключевой задачей дошкольного воспитания. Успешное решение поможет преодолеть трудности и подготовиться к школе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия становится популярным методом, благодаря доступности и универсальности сказок. Многие педагоги, такие как В. П. Аникин, Н. Я. Большунова, И. В. Вачков, В. М. Водовозова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Д. Короткова, О. С. Ушакова и О. А. Шорохова, изучали развитие связной речи с помощью сказкотерапии.
Н. М. Погосова (Огненко) отмечала, что сказки способствуют расширению словарного запаса и правильному построению предложений.
Сказкотерапия развивает речевые навыки, обогащает эмоциональную сферу, нормализует психологическое состояние и приобщает к народному творчеству. Метафоры сказок делают её удобной в коррекционно-обучающих программах. Сказкотерапия устанавливает доверительные отношения между взрослым и ребёнком, что способствует активизации речи и развитию индивидуальных способностей.
В процессе обучения старших дошкольников связной речи в рамках сказкотерапии используются следующие методы :
Пересказ сказок. Дети излагают сюжет сказки своими словами, передавая её содержание и настроение.
Сочинение сказок. Дошкольники создают собственные истории, выражая свои мысли и чувства.
Рассказывание сказок от третьего лица. Дети видят сказку глазами других персонажей, что помогает понять её суть.
Рассказывание сказок по кругу. Дети передают содержание сказок по цепочке.
Групповое рассказывание сказок. Дети делятся знаниями и чувствами в группе, укрепляя дружеские отношения.
Дополнительные виды работ со старшими дошкольниками :
Обсуждение метафорического содержания. Обсуждение образов и ассоциаций помогает понять суть сказок.
Разбор поведения героев. Дети анализируют поступки персонажей, развивая критичность мышления.
Неподготовленные инсценировки. Дети разыгрывают отрывки из сказок, развивая актёрские навыки и фантазию.
Разбор жизненных уроков. Сказки содержат важные жизненные уроки, которые дети могут использовать.
Слушая сказки, дети познают и объясняют окружающий мир, но важно помнить, что для каждой возрастной группы подходят сказки с определённой тематикой.
Детям в возрасте 3-5 лет нравятся сказки о животных и их взаимодействии с людьми. Они отождествляют себя с животными, копируя их повадки. С 5-6 лет они предпочитают сказки о волшебстве и превращениях.
Помимо возраста детей, важным критерием для отбора сказок является нравственный урок, который они должны усвоить. Существуют различные виды сказок, подходящие для детей дошкольного возраста :
Народные сказки : помогают сосредоточиться на главных идеях и оценить действия героев.
Авторские сказки : знакомят с творчеством великих писателей, таких как Г. К. Андерсон, П. Бажов, Я. и В. Гримм, Э. Гофман, Р. Киплинг, А. Линдгрен, Ш. Перро и А. Пушкин.
Дидактические сказки : помогают освоить учебные знания, представляя цифры и буквы в виде одушевлённых героев.
Диагностические сказки : выявляют проблемы и особенности характера ребёнка.
Психокоррекционные сказки : мягко влияют на поведение, не вызывая напряжения.
Психотерапевтические сказки : активизируют мыслительный процесс и способствуют личностному росту.
Медитативные сказки : создают позитивное настроение, знакомят с позитивными моделями взаимодействия с окружающими.
Е. А. Флерина утверждает, что сказка открывает дошкольнику мир литературных форм родного языка, помогая освоить метафоры, устойчивые выражения и нормы языка. Художественные и народные произведения помогают легко освоить грамматику и лексику, знакомят с новыми словами и синонимами.
Сказкотерапия играет важную роль в развитии связной монологической речи у старших дошкольников, оказывая комплексное влияние:
Лексико-образное воздействие: формирование языковой культуры.
Слухоречевое воздействие: развитие памяти, аудирования и произношения.
Становление речевой культуры: пересказ и обыгрывание сюжета.
Развитие экспрессивной и коммуникативной функций: вербально-образный компонент речи и общение.
Развивающе-терапевтическое воздействие : психотерапевтический эффект.
Сказкотерапия включает фронтальные и индивидуальные занятия, основанные на рекомендациях логопеда, и инсценировки для контроля произношения и аудирования. Методика, разработанная российскими учеными, открывает новые горизонты в развитии речи дошкольников.
Л. Д. Короткова разработала двухэтапную методическую систему для сказкотерапии с дошкольниками.
I этап:
1. Чтение сказки педагогом.
2. Беседа по содержанию, включая нравственно-духовную составляющую и эмоционально-чувственные переживания.
3. Речевая зарядка: работа над словами, уточнение фразовой речи, объяснение фразеологизмов, пословиц и поговорок.
4. Развитие воображения и мышления: разбор вопросов по сказке, задания на преобразование сюжета и героев, обучение формулированию своей позиции.
5. Арттерапия: развитие восприятия, воображения, формирование чувства красоты, работа над мелкой моторикой.
II этап:
1. Беседа о содержании сказки.
2. Инсценировка отдельных эпизодов или всей сказки.
3. Психогимнастика.
4. Работа над выразительностью речи, тембром голоса и эмоциональным отражением.
5. Психокоррекция: снятие замкнутости, тревожности и страхов.
Методика позволяет развивать речь, формировать личностные качества и улучшать эмоциональную сферу дошкольников. Сказкотерапия основана на идее «оживления» сказочных персонажей, их характера и действий. Ребёнок может понять внутреннюю суть персонажа и выразить её словами или через игру, развивая актёрское мастерство и речевые навыки. Обучение проходит легко и с интересом.
Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции:
Лексико-образная: формирует языковую культуру личности.
Активизирует и развивает : внутреннюю слухоречевую память ребёнка.
Становление речевой культуры: при пересказе и драматизации сказки.
Развитие основных языковых функций: экспрессивной (вербально-образный компонент речи) и коммуникативной (способность к общению, пониманию и диалогу).
Развивающе-терапевтическая : обладает психотерапевтическим эффектом, который Аристотель назвал катарсисом (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку ни один другой вид деятельности не может обеспечить такое комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.
Работа со старшими дошкольниками через сказкотерапию благотворно влияет на развитие многих аспектов их личностного роста: обогащение словарного запаса, умение правильно формулировать и высказывать своё мнение, выражать эмоции, снижать внутреннее напряжение и избавляться от страхов и тревожности. Дети обогащают свои знания о мире и окружающих людях, учатся устанавливать конструктивные отношения, развивают мышление, логику и чувственно-эмоциональное восприятие.
Таким образом, использование сказкотерапии для развития связной монологической речи у старших дошкольников оправдано и эффективно.