Ирина Ветрова
Сказкотерапия как инструмент развития внутренних сил ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человечка сказка?
Это основа духовной пищи маленького ребенка, это неотъемлемая часть фундамента его будущих представлений о мире, это совершенно особый язык и особый мир.
Сказка-это человеческая жизнь в миниатюре. Наши жизненные невзгоды, проблемы и задачи-совсем не случайность. Любое препятствие – это испытание для души. Мы становимся и сильные духом, если правильно проходим испытание. И мы слабеем и теряем, если не выдерживаем и не принимаем выпавших на нашу долю трудностей.
Публикация «Сказкотерапия как инструмент развития внутренних сил ребенка» размещена в разделах
Погружение в сказку-это погружение в символический мир, во внутреннее пространство нашей души. Волшебные герои, сказочные персонажи и предметы, даже явления природы всегда наделены определённым набором душевных качеств. В сказках все живое : деревья, камни, солнце, облака. Соединяясь частью своей души с духом животного, птицы, сказочного персонажа, мы обретаем новые для самого себя качества, необходимые нам в жизни. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, в колдуний и ведьм, в чудищ и фей, в принцев и принцесс, дети учатся принимать все грани своей личности.
Учатся любить и сое упрямство, и свою злость, и свою смелость, и свою терпеливость. Только любя себя таким,какой ты есть здесь и сейчас, ты имеешь возможность измениться к лучшему.
В сказке в символической форме содержится информация о том:
1. Как построен этот мир, кто его создал
2. Что происходит с человеком в разные периоды его жизни
3. Какие трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справится
4. Как приобретать и ценить дружбу и любовь
5. Как прощать
Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ.
Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и показывала верным пути решения.
Все сказочные истории можно условно разделить на 4, которые в них поднимаются:
1. Трудности в общении
В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
2. Внутренние переживания
Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
3. Страхи
Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
4. Возрастные трудности
В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Виды сказок в сказкотерапии
I. Художественные сказки
Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются по конкретного ребенка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии.
II. Народные сказки
a) Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
b) Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
c) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
d) Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
e) Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
III. Психокорреционные сказки
Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперреактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
IV. Психотерапевтические сказки
Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
V. Медитативные сказки
Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
VI. Дидактические сказки
Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.
Центральный момент сказкотерапии - добровольность участи детей. Поэтому важной составляющей является мотивация сотрудников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки. небылицы; в другом –рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.
В процессе каждого занятия по сказкотеррапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплоченные группы,развитие чувства взаимопомощи и поддержки,или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Вспоминая знакомые сказки, в которых герои попадали в беду по различным причинам можно изучать правила социально-безопасного поведения дома и на улице.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Список использованной литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — Тренинг по сказкотерапии
2. О. А. Шорохова - Играем в сказку
3. https://www.rebenok.com/info/library/reading/89678/
4. Л. А. Литвинцева – Сказка как средство воспитания дошкольника
5. https://skazohcnik.jimdofree.com/
6. Н. М. Погосова – Погружение в сказку