Оксана Смирнова
Сказкотерапия для детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
"Как сказка завораживает и воспитывает детей"
У большинства людей детство ассоциируется с куклами и машинками, песочницей и, конечно же, сказкой. Мы с удовольствием читаем деткам перед сном маленькие истории, покупаем новые книжки, разыгрываем сюжеты любимых сказок. А сейчас еще и добавились новые возможности – аудиосказки, которые помогают развивать внимание и речь ребенка, в то время, пока мама занята другим делом.
Публикация «Сказкотерапия для детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Да и можно ли представить себе ребенка, который никогда не слышал сказок? Ведь именно на них выросли мы сами, наши родители и бабушки с дедушками. Наверное, что-то в этом есть, правда, если времена меняются, а «сказка» остается?
В народе говорят: «Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!»
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.
Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.