Светлана Лабинцева
Сказкотерапия «Царевна-лягушка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Царевна-лягушка»
Цель:
- Введение ребенка в мир эмоций, расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.
- Коррекция неуверенности в себе, повышение самооценки, выявление положительных сторон личности и преодоление барьера в общении. Приобретение навыков в саморасслаблении.
- Развитие внимания друг к другу, социального доверия и снятия эмоционального напряжения, внутренней свободы и раскованности.
Необходимые материалы: игрушечная лягушка с короной на голове, яйцо из дерева или пластмассы, газовые прозрачные платки.
Вступление
Публикация «Сказкотерапия „Царевна-лягушка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Один ребенок выходит, остальные превращаются в дерево, паука, лягушку, зайца и т. д.
После поочередных превращений и отгадываний ведущий просит детей назвать сказки, героиней которых является лягушка.
Вхождение в сказку
-Сегодня у нас в гостях «Царевна-лягушка» (ведущий демонстрирует игрушечную лягушку). Она приглашает вас в свою сказку и дарит вам волшебную силу. Сейчас встаньте полукругом и прикоснитесь к лягушке одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от лягушки идёт сила к вам. Вот она заполняет всю руку… поднимается через шею в голову… опускается в грудь… живот… ноги… наполняет другую руку от плеча до кончиков пальцев.
Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой и вы оказались в сказке «Царевна-лягушка».
Примечание: Ведущий говорит очень медленно, давая возможность детям переносить свое внимание из одной части тела в другую: из пальчиков в руку, из руки в голову и т. д.
Дети садятся в позу расслабления.
Сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и судьба ваша – сватайтесь». Стрела старшего брата упала на боярский двор, стрела среднего брата упала на купеческий двор, а стрела младшего брата упала в болото.
Упр. 1. Стрельба из лука.
И. п. : Стоя, левая нога впереди, левая рука «держит лук», а правая «натягивает тетиву со стрелой». Правая рука очень медленно и с большим напряжением отводится назад до отказа. После максимального напряжения ведущий дает сигнал-разрешение на «выстрел» (хлопок).
После «выстрела» дети сбрасывают напряжение. Стоя расслабляют все тело. Слегка наклонившись вперед, опустив голову, свободно и легко свесив руки.
Упражнение повторяется три раза.
Подхватила стрелу Ивана-царевича лягушка-квакушка. Огорчился царевич, увидев, кого ему в жены придется взять. Вздохнул глубоко, бережно завернул лягушку в платок, да и домой воротился.
Упр. 2. Встреча с лягушкой
-Покажите, как огорчился Иван-царевич. Какое печальное лицо у него стало. А теперь горько и глубоко вздохните. Посмотрите, как все тело сразу ослабло, как опустились плечи и повисли руки (3-4 вздоха)
Вот поженились царевичи : старший - на боярыне, средний – на купеческой дочери, а Иван-царевич – на лягушке-квакушке. Призывает их царь и приказывает, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами. Воротился домой Иван-царевич не весел, ниже плеч буйную голову повесил.
-- Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься?
-- как мне не кручиниться? Как я тебя людям покажу?
-- Не тужи, царевич. Ступай один к царю, а как услышишь стук да гром – скажи: «Это, моя лягушонка в коробченке едет».
Как сказано, так и сделано. Вот старшие братья явились на смотр вместе с женами и давай потешаться над Иваном: «Что ж ты брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?»
Вдруг поднялся великий стук да гром, подлетела к крыльцу золоченая карета, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана, да остатки себе в левый рукав вылила; закусила лебедем. Да косточки в правый рукав спрятала. Жены старших братьев увидели её хитрости, давай и себе то же делать.
После застолья, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди; царь с царицею и гости диву дались.
Упр. 3. Танец Василисы
Детям предлагается потанцевать. Как Василиса, - красиво, мягко, плавно. Движения рук – легкие, плавные, лицо – спокойное с мягкой улыбкой. При желании дети могут взять для танца легкий газовый платок.
Смотрят на Василису жены старших братьев, завидуют. А потом тоже в пляс пустились. Махнули левым рукавом – гостей вином забрызгали, махнули правым – кости прямо в царя полетели.
Упр. 4. Танец жен старших братьев
– Как вы думаете, когда человек завидует, то какое у него лицо? (злое, жестокое, недовольное, напряженное). А как танцевали жены старших братьев? (резко, грубо, напряженно, некрасиво).
– А почему у них были такие движения?
Потому что когда человек завидует, злится, проявляет недовольство, нетерпение, то эти состояния отражаются в движениях. Человек начинает говорить и двигаться резко, грубо, некрасиво. Давайте покажем все это в танце.
Ведущий активизирует детей на выражение максимальной резкости, быстроты, напряженности.
После танца дети ложатся на пол и расслабляются.
– Отпускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим «животиком» мягко и спокойно. Становимся красивыми, добрыми, нежными.
При необходимости ведущий поглаживает руки, лобик, щеки детей.
Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой. Нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приехала Василиса Премудрая, увидела, что нет лягушачьей кожи, запечалилась и говорит: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал! Если б ты немножко подождал, я бы твоею была на веки, а теперь – прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного».
Тут сверкнула молния, прогремел гром, подул сильный ветер, подхватил Василису и унес в Кощеево царство.
Упр. 5 Ветер
Дети слушают запись с раскатами грома.
Изображают ветер: дуют сильно и очень длительно; в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота.
Иван-царевич горько заплакал, потом пошел, куда глаза глядят. Долго ли, коротко ли, пришел он к избушке на курьих ножках. Выходит из нее Баба-Яга костяная нога и спрашивает: «Гой еси, добрый молодец, зачем пожаловал?» Царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую
– А, знаю! – сказала Баба-Яга. – Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, а утка в зайце, а заяц в сундуке, тот сундук висит на высоком дубу.
Помогли звери лесные Ивану-царевичу достать то яйцо, положил он его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному. Как увидел Кощей яйцо, тотчас присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо из руки в руку – Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Понравилось это царевичу, давай чаще из руки в руку перекладывать; перекладывал, перекладывал, а затем смял его в ладони и сломал иглу – тут Кощей свалился и помер.
Упр. 6. Смерть Кощея
Один ребенок исполняет роль Ивана-царевича, остальные – Кощея Бессмертного. Дети становятся на расстоянии друг от друга и максимально расслабляются. «Иван-царевич» перекладывает яйцо из руки в руку, а все дети соответственно его движениям качаются из стороны в сторону.
Когда «Иван-царевич» сжимает яйцо в ладони, все дети падают на пол «замертво» и не шевелятся до сигнала ведущего.
Примечание: На роль Ивана-царевича лучше выбрать робкого, неуверенного в себе ребенка. Нежелательно выбирать активного, имеющего склонность управлять другими.
Обнял Иван-царевич Василису Премудрую, посадил на верного коня и повез в родимую сторонку. После того они жили вместе и долго и счастливо.
Заключение
Закончилась сказка и пришла пора попрощаться с Царевной-лягушкой.
Молча поблагодарите ее за ту волшебную силу, при помощи которой вы путешествовали по сказке