Елена Постная
Сказкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия-интеграгивная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Занятия в детском саду сказкотерапией-метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление — а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Занятия с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Вот, например, сказка «Роза и ромашка». Возраст: 4-10 лет.
Публикация «Сказкотерапия» размещена в разделах
Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности. Ключевая фраза: «Я некрасивая и плохая».
В маленьком г ороде без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В се крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хороню, - думала ромашка. Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек. Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал : «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по- своему.
Вопросы для обсуждения: почему ромашка с восхищением смотрела на розу?
Что значит «все цветы хороши по-своему»?
Можно ли эту фразу сказать про людей?
Что могут дать такие истории детям?
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы. Что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т е мы проживаем нашу жизнь так,как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимое ги» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Сказкотерапия - эго не просто направление, а синтез, многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия - это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающее фантастическую картину. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально - поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. 11роцесс сказкотерапии дает ребенку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
СКАЗКА.
Направленность: Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Ключевая фраза: «Я боюсь», «У меня не получится».
Цели: 1 Снятие психо-эмоциональное напряжение.
2 Преодоление неуверенности в себе.
Ребята сегодня замечательная погода, светит солнышко, небо голубое. Мы с вами на лодочке плывем по морю, чайки летают, нам в лицо веет легкий, теплый ветерок. На правую щечку нам села бабочка (можно подставить щечку и ощщютить ее прикосновение). Нам легко и спокойно. Лодочка наша раскачивается вправо влево (2р) сильнее,сильнее. Волны стали подниматься, налетели тучи, подул ветер, сейчас нашу лодочку перевернет и мы все можем утонуть, и самый смелый из нас путешественник скажет:» Н. А. Нет я не боюсь бури!».