Ирина Попова
Метод познавательно-речевого развития «сказкотерапия» с учетом ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОД ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ С УЧЕТОМ ФГТ
Попова Ирина Алексеевна, воспитатель
Г Томск МАДОУ № 134
В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. ФГТ определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей.
Публикация «Метод познавательно-речевого развития „сказкотерапия“ с учетом ФГТ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Отказ от учебной модели организации пребывания воспитанников в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. При этом очень важно строить образовательный процесс «на адекватных возрасту формах работы с детьми». Так же педагогам следует обратить на развитие эмоциональной сферы детей, особенно с речевыми нарушениями, потому что многие трудности школьной адаптации обусловлены незрелостью переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения, низким или нестойким интересом к различным видам деятельности, склонностью к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, возникающей при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, а так же нарушения речевого развития является сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Если говорить о речевых нарушениях, то особенность метода сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Работа по сказкотерапии осуществляется по следующим направлениям.
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Пластические импровизации на тему сказок.
Особое место в данной работе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.
Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.
Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. В своей работе я нахожу адекватные способы включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала наблюдают со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. Поэтому нужно учитывать индивидуальные особенности детей и начинать свою работу с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом дополнительно мотивирую на включение в игру остальных ребят.
Также до проведения сказкотерапии необходимо предварительно знакомить детей со сказкой и намечать последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.
Цели и задачи, выполняемые в работе со сказкой :
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;
- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.
Так, развитие речевого общения должно происходить не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности и в режимных моментах, т. к. в связи введением ФГТ, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то сказка может стать составной частью игры, благодаря которой дети научатся слушать друг друга, пересказывать и сочинять свои собственные сказки, у детей будет развиваться диалогическая и монологическая речь, память и воображение.
Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Работа по данному направлению дает положительные результаты: дети учатся лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные.
Список использованной литературы.
1. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. Алексеева М. М., Яшина В. И. – М. 1999.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии СПб :Речь, 2002
3. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. М. :Владос, 2000
4. Дошкольное воспитание № 7/2012 стр. 19.