Ирина Лавриенко
Сказкотерапевтический тренинг для педагогов «Преданья старины далекой …и не очень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга :
повышение уровня эмоциональной культуры педагогов;
повышение творческой активности и свободного творческого самовыражения педагогов;
расширение границ самосознания, самопознания и поведения педагогов.
Стимульный материал: мяч, бумага для письма и рисования, ручки, цветные карандаши.
Чего только нет в наших сказках : волшебный цветок растет красоты невиданной и неслыханной; конь – огонь бежит – одна шерстинка серебряная, другая золотая; яблочко наливное по тарелочке катится; жар – птица жемчужные слезы льет…
Публикация «Сказкотерапевтический тренинг для педагогов „Преданья старины далекой …и не очень“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Каждое слово в сказке заветное.
По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Язык сказок - яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, непроходимый; столы для пирогов дубовые, скатерти на них узорчатые, на столах яства стоят сахарные, вина заморские, питье медвяное.
Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Сказки это особый вид искусства. Сказки - это своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
В каждой сказке живет душа. Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы. Язык сказок сближает детей. Сказка очень и очень информативна. Сказка пробуждает творческие силы человека. Сказка несет свободу. Сказку можно сравнить с музыкальным инструментом, на котором хотя бы чуть – чуть умеет играть любой человек. И сегодня мы постараемся усовершенствовать это умение.
1. Упражнение «Кто какой?» (игра на узнавание персонажа и определение его нравственных качеств. Проводится с мячом).
Инструкция. Участники передают мяч по кругу. Каждый, получая мяч, называет основные черты характера героя, которого указывает предшествующий участник (ленивый, глупый, жадный, хитрый, трудолюбивый и т. д., и, передавая мяч следующему игроку, называет другого героя.
2. Упражнение «Секретные рисунки»
Инструкция. Участники разбиваются на 4 - 5 групп. Шифруют (рисуют на листах А – 4 с помощью геометрических фигур) короткие рассказы и показывают остальным участникам по очереди.
3. Упражнение «Принципы сказочных решений»
«Практически в каждой сказке есть определенные проблемы и способы их решения. Давайте составим картотеку таких решений. Для этого предлагаю взять гипотетическую проблему и придумать сказки для ее решения. Например, боязнь темноты у маленького ребенка».
Инструкция. Участники разбиваются на 3 – 4 группы. Группы придумывают продолжение сказочных сюжетов, после чего проходит обсуждение.
Схемы сказочных сюжетов :
• «В самое пекло; узнавание; границы» : «Зайчик боялся темноты. Встретил котенка, и они пошли вместе в ночной лес…»
Пример ведущего: Пошли зайчик и котенок исследовать ночной лес. Оказалось, что чудовище лохматое – ветка еловая; страшный «желтый глаз» - фонарь; жуткий «скрежет когтей» - кашель простывшего дедушки филина. Дедушка филин отвел зайчика и котенка домой, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.
• «Противоположность; любовь; постепенное привыкание; отвлечение» : «Крот боялся света. Влюбился в бабочку…»
• «Обида, злость; против кого – то» : «Мама оставила мальчика – трусишку одного дома ночью. Он обиделся и пошел все рассказать бабушке, которая жила на другом конце города…»
• «Внезапность; вытеснение другим страхом» : «Аленушка боялась темноты. Осталась одна ночью дома с братом Иванушкой. Иванушка заболел…»
4. Упражнение «Сказочные атрибуты»
Инструкция. Каждому участнику предлагается выбрать какой – либо из сказочных атрибутов, представить себя им и продемонстрировать другим участникам при помощи вербальных и невербальных средств. Остальные должны отгадать, какой сказочный атрибут был показан.
5. Упражнение «Старая сказка на новый лад»
Инструкция. Работа по подгруппам. Участники сочиняют сказки на новый лад – главные герои хорошо известных сказок остаются прежними, но меняются некоторые условия: время, место действия, размер, характер героев. Время выполнения – 7 минут. Далее проводится обсуждение.
6. Упражнение «Сказки про себя»
Инструкция. Участникам предлагается сочинить сказку про себя с использованием метафор. Сказки сочиняют анонимно, от «лица» каких – либо предметов, явлений природы, животных или растений. После выполнения задания ведущий зачитывает их, группа анализирует (основные транслируемые в сказке ценности, убеждения, стратегия действий героев, жизненная программа, сценарий и т. п.).
Заключительное слово ведущего: «Большинство сказок, которые сочиняют про себя взрослые люди, имеют начало и середину, но не имеют конца. Мы боимся окончания сказки, хотя знаем, что она должна закончиться. Часто именно у самого конца и проходит основная часть жизни.
А ведь мы точно знаем, что сказка «обречена» на хороший конец. В нас самих заложены другие модели развития, есть неуловимые, но могущественные силы, приводящие к тому, что когда – то мы влюбляемся, когда – то задумываемся о смысле жизни, осознаем суетность бытия, плачем просто так, познаем Бога и ощущаем душу, даже если нам никто об этом никогда не говорил. Многие сказки длятся вечно…»