Барабанова Светлана Евгеньевна
Сказки приходят на помощь
▼ Скачать + Заказать документы
Детские годы - самые важные в жизни человека. То, как они пройдут, зависит от взрослых, которые окружают малыша. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в нашем саду, мы совместно с воспитателями выстраивает модель общения с каждым ребёнком, учитываются его индивидуальные особенности, взаимоотношения в семье.
Основным в работе с детьми остаётся игра – это эмоционально насыщенный вид проявления детской активности, способ эмоционального и интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего. Другим средством взаимодействия с ребенком является – сказка.
Публикация «Сказки приходят на помощь» размещена в разделах
Сказки – это образное изображение жизненных реалий. С помощью волшебных сюжетов, маленький ребёнок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные правила, узнаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Сказки опираются на то хорошее, что уже есть в ребёнке.
В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в данном возрасте.
Игра в сочетании со сказкой заставляет ребёнка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, дают новый эмоциональный опыт, расширяет его мировоззрение, то есть даёт возможность адаптироваться в социуме.
В нашем детском саду применяется сказкотерапевтические приёмы, как в групповой деятельности, так и во время индивидуальных занятий. Также у нас появился кружок «Мир сказок», который ведёт педагог - психолог. В основу его работы взята программа развития эмоционального мира детей 5-7 лет «Я и мой мир» Е. В. Белинской. Данная программа позволяет решать широкий спектр задач: формировать у детей понимание и чувствование друг друга, развивать чувство эмпатии, повышать самооценку, формировать позитивное отношение к своей семье, формировать навыки общения и др.
Групповые занятия с элементами сказкотерапии имеют специфическую структуру. Такие занятия обязательно начинаются с ритуала приветствия (упражнения, направленные на сплочение коллектива и создания доброжелательной атмосферы) и ритуала входа в сказку (коллективное выполнение специальных упражнений, настраивающих ребёнка на работу, захватывающих ребёнка в необычный сказочный мир). Затем малыши прослушивают сказку, отвечают на вопросы педагога, также выполняют творческие задания (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или бросового материала). Заканчивается занятие ритуалом выхода из сказки и ритуалом прощания.
В этом году проводился семинар-практикум для родителей «Сказка творит чудеса», где им были даны советы по подбору сказок, необходимых для формирования эмоциональной сферы детей, рекомендации, как правильно читать сказки и в каких условиях, какую беседу провести после прочтения произведения. А также их познакомили с алгоритмом сочинения сказок для решения некоторых проблем в воспитании детей. Был оформлен раздаточный материал, который включал в себя несколько сказок на формирование трудолюбия, смелости, адекватной самооценки. Умея сочинять и рассказывать сказки, каждый родитель сможет в нужный момент помочь своему ребёнку справиться с возникшими трудностями. Самое главное, что наши мамы поняли - сказки очень важны для их ребенка. Слушая сказку, которую рассказывает мама, малыш чувствует себя защищенным.
Постоянно мною идет поиск новых интересных для родителей форм работы: анкетирование, круглые столы, приглашаю родителей на совместные занятия с детьми, организую тренинги, обсуждаем возникшие проблемы на собраниях.
Результатом проделанной работы стало то, что дети полюбили сказки, в свободных играх стали использовать различные сказочные сюжеты. Часто приносят в детский сад свои сказки, сочиненные дома совместно с родителями, и рисунки к ним. Педагоги и родители отмечают, что после данных занятий дети становятся более спокойными, уверенными, открытыми.