Юлия Яблокова
Сказка в помощь
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в помощь
Одним из приёмов воздействия на психику дошкольника является сказка, с помощью которой можно выявить, сформировать или скорректировать определённые структуры и качества личности. Слушая сказку, ребёнок примеряет на себя роль главного героя, расширяет арсенал поведенческих реакции, решает конфликты.
Каким же образом Вы, уважаемые, родители можете сказку? Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема: он раздражителен, груб, капризен, агрессивен, ленив, стеснителен (этот список можно продолжать до бесконечности, у вас есть два варианта. Можно поискать уже готовую лечебную сказку. Существует много авторских сказок на различные темы, затрагивающие жизнь детей. Например, агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками, нежелание слушаться, различные детские страхи и многие другие. Подберите ту, которая актуальна для вашего малыша и периодически рассказывайте (читайте) ему перед сном. Другой путь — сочинить сказку самим. Не пугайтесь: ваши литературные способности могут быть весьма посредственными. Главное — фантазия и желание помочь своему ребенку.
Публикация «Сказка в помощь» размещена в разделах
Для того чтобы сказка или история, созданная в «домашних условиях» обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил при ее создании:
Первое, что вам необходимо сделать, это придумать и описать героя, похожего на ребенка по возрасту, характеру и, возможно, внешне (ваша сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик/девочка, очень похожий/ая на тебя…»).
Второе правило, это показать жизнь героя в сказке так, чтобы малыш сам увидел сходство со своей жизнью. Например, у него тоже есть мама, папа, бабушка и младший братик.
Третье правило. Теперь выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка: тоже боится темноты, стесняется других людей, не любит убирать игрушки, постоянно дерется и т. п. И испытывает такие же переживания, что и ваш карапуз.
Правило четвёртое. Развиваем сюжет так, чтобы утрировать проблему и показать, к чему это может привести. Например, игрушки, которые герой не убирает, обиделись и ушли жить к другому мальчику. Или все в семье заразились от девочки ленью: папа больше не ходит на работу, мама не хочет с ней гулять, бабушка не готовит обеды.
Пятое правило. В тот момент, когда проблемная ситуация накалилась до предела, сказочный герой (а вместе с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения. И, конечно же, находит его!
Помните, что придумывание сказки – это только один из этапов решения проблемы. Чтобы это метод реально помог, работа со сказкой должна строиться в несколько этапов:
1. Чтение или рассказ сказки с вашим ребёнком и обязательное ее обсуждение. Обратите внимание, что во время обсуждения ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что бы он ни говорил, не должно осуждаться («Нет, ты это не так понял!», «Тут совсем другое имелось в виду», «На самом деле он — плохой персонаж, а не хороший» и т. д.).
2. Следующий этап - рисование иллюстрации к сказке. Самые значимые для ребенка моменты сюжета будут изображены. Попросите его рассказать, что он нарисовал, почему именно это и именно так.
3. Последний этап - инсценировка сказки. Вы можете проиграть ее с малышом по ролям или поставить, используя игрушки, вырезанных или вылепленных героев. Ребенок интуитивно выберет для себя «исцеляющую» роль. И пусть в качестве сценариста и режиссера тоже выступит сам карапуз — тогда все проблемные моменты точно будут проиграны.
И в завершении, я хотела бы порекомендовать книги, уже с готовыми сказками, которые вы можете найти в интернете в бесплатном доступе и которые помогут вам в решение возникших проблем:
1. Маниченко И. – 50 исцеляющих сказок от 33 капризов.
2. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – Лабиринт души. Терапевтические сказки.