Лилия Галимова
Сказка о звуке [С]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - знакомство со слиянием прямого слога;
Задачи: - закрепить четкое произношение звука [С] в словах; умение придумывать слова на заданный звук; делить слова на слоги, находить место звука в слове;
- отработать слияние прямого слога, выполнять анализ и синтез прямого слога;
- развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга.
Методические приё мы: наглядные – рассматривание, придумывание слов к схеме; словесные – беседа, объяснение, словесные упражнения, комментирование; практические – дидактические упражнения, создание проблемной ситуации, индивидуальная работа.
Публикация «Сказка о звуке [С]» размещена в разделах
Оборудование: магнитная доска; шапочки для детей с символами звуков [а], [о], [у], [ы], царица Грамматика; картинки со звуком [С]; звуковая схема прямого слога.
Ход
1. Организационный момент
Логопед. Царица русского языка Грамматика приглашает вас в «Комнату сказок», где живет сказка о звуке [С]. Но случилась беда – в сказке появились дырки : маленькие мышата прогрызли странички. Помогите рассказать эту сказку. (Показ событий на магнитной доске).
2. Основная часть
Жил-был звук [С]. Он жил на улице … (как она называется) У него был небольшой уютный домик, который был окрашен (каким цветом) … (синим, красным). В доме звука [С] было много вещей, в названии которых есть этот звук. Какие вещи есть в доме звука [С].
(Дети называют слова со звуком [С]).
Дыхательная гимнастика «Насос»
1 — сомкнуть губы.
2 — сцепить пальцы в «замок», поднимая руки вверх, сделать вдох носом.
3 — медленно опуская сцепленные руки, сделать наклон вперед, на выдохе произнести «с-с-с-с-с».
Деление слов на слоги
Стоял чудесный день, наш знакомый звук надел синюю «одежду» и пошел гулять на улицу. Все названия предметов его одежды состояли из двух частей. (Что он надел)
Дети называют предметы одежды, при затруднении «отхлопывают» слоговую структуру слова.
- Да, звук надел куртку, шапку, шарфик, джинсы, джемпер, носки, свитер, майку.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому
(Дети сжимают пальцы рук в кулак, большой палец поднимают вверх, начиная с указательного пальчика, по одному отгибают.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
(Пальцы сжимают в кулак, стучат кулаками друг о друга.)
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
Придумывание слов на заданный звук
Выйдя на улицу, звук увидел много предметов, в названии которых есть звук [С].
(Дети называют слова, выделяя звук [С] голосом.)
Во дворе гуляли его друзья – гласные звуки : [а, о, у, ы]. Друзья начали играть в мяч и нас тоже приглашают к себе в круг.
(Дети бросают мяч и дополняют части слова до целого слова СА-, СО-, СУ-, СЫ-).
Определение места звука в слове
Вечером к звуку [С] пришли гости – гласные звуки. Все они были одеты в одежду (какого цвета). Друзья решили поиграть в прятки. Звук [С] забирался в разные слова, а друзья его искали. Он спрятался в слово салфетка.
(Дети ищут звук [С] в словах : квас, краска, санки, нос.)
Физкультминутка
Когда все утомились, решили отдохнуть.
А затем спеть песенки. Гласные звуки вставали парами со звуком [С] (дети в шапочках, оставшиеся дети «пели их песенку».
(Дети читают слоги СА, СО, СУ, СЫ; если они произносят отдельно согласные и гласные звуки, объяснить, что песенка была дружной, плавной, звуки не ссорятся и стоят вместе, а не на расстоянии.)
Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Смотрят на кончик носа.
Чуть присела на карниз,
Смотрят вниз.
А с него свалилась вниз!
Анализ и синтез прямых слогов
Звук [С] решил показать своим друзьям секрет. Он сообщил, что может спрятать песенки, которые они сейчас пели.
(Дети выкладывают схемы прямого слога на магнитной доске и объясняют, как обозначаются согласные, гласные звуки.)
Подбор определений к предмету
Вечер закончился быстро, гласные звуки пошли домой, звук [С] вышел их провожать. На вечерней улице было очень красиво, друзья увидели на небе чудо, в названии которого есть звук [С], а начинается оно со звука [М]. Что увидели друзья?
Дети. Месяц.
Логопед. Как вы думаете, какие красивые слова можно придумать к слову месяц?
Месяц (какой) – (Яркий, холодный, красивый, величественный, сказочный, необыкновенный, грустный, блестящий.)
После ухода друзей звук [С] убрался в домике и лег спать.
3. Итог
В следующий раз, ребята, мы встретимся с друзьями-звуками в другом месте. Вы сегодня хорошо помогали своим друзьям.