Багдасарян Мария Рафиковна
Сказка как средство экологического воспитания младших дошкольников в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать +Заказ
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование проблемы
экологического воспитания дошкольников.
1.1 Сущность понятия экологическое воспитание дошкольников на современном этапе
Публикация «Сказка как средство экологического воспитания младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание влияет на развития ребёнка, оказывает интенсивное влияние на его ум, чувство, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание имеет две стороны : экологическое сознание, экологическое поведение. Формирование основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, а экологическое поведение с годами в деятельности экологической направленности.
Сущность экологического воспитания заключается в поэтапном формировании экологической культуры детей. Содержание экологического воспитания заключается в передаче экологических знаний и их трансформации в отношение. Влияние природы на ребёнка огромное. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами, насекомыми, животными. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе.
В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить вначале очень простые истины, например, не рвать цветы, не убивать насекомых, не обижать животных, убирать мусор за собой, и постепенно он придёт к осознанию всеобщей связи в природе. Дети должны понимать, что неразумное поведение человека может наносить вред окружающей среде. Кроме того, нужно научить чувствовать, что многие животные и птицы уже самим нахождением в городе попадают в трудное положение.
Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание.
Успех реализации задач экологического воспитания дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты: построение экологически развивающей среды в дошкольной организации, создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей, постоянное общение детей с природой ближайшего окружения, активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников. Благодаря такой системе и возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально - нравственного и действенного отношения к природе.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы - образовательные области, которые представляют собой определенные направления развития и образования детей. Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них.
В детских садах авторская система экологического воспитания детей может реализоваться на практике через обозначенные в ФГОС ДО, образовательных областях. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Экологическое воспитание – это воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру. Поэтому главная задача экологической работы педагогов и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
1.2 Особенности ознакомления младших дошкольников с природой
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте. Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени. Им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений.
Становление первоначальных основ экологического воспитание у детей младшего дошкольного возраста – это накапливание чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В этом возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. В ознакомлении с миром природы основная цель экологического воспитания и определяется как помощь ребенку в осознании себя активным субъектом природы.
Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире, делать простейшие обобщения:
чтобы растение выросло, его нужно посадить,
чтобы растение росло, его нужно поливать.
Можно приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире.
Учить детей определять состояние погоды: холодно, тепло, жарко, солнечно, облачно, идет дождь, дует ветер. Формировать элементарные представления о растениях, показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух. Учит различать и называть части растений. Расширять представления детей о животном мире. Дать первичную классификацию животного мира: животные, птицы, рыбы, насекомые. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить правильно вести себя в природе. Расширять представления детей о животном мире, о его классификации: звери, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Рассказать о доисторических животных: динозавры, мамонты. Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях : как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Знакомить детей с детенышами некоторых животных. Важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы : о природном материале – песок, вода, снег, лед.
Эффективным средством формирования экологического воспитания детей – это дидактические игры, в процессе которого расширяется представления о предметах и явлениях природы, углубляется знания о растениях и животных, окружающих их. Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если взрослые сами этого не делают.
Основное средство познания природы – наблюдение. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, самостоятельно обнаружить законы природы. Формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведченского характера, которые связаны с подражанием повадкам животных. Для расширения и углубления знаний по экологическому воспитанию можно использовать иллюстративно – наглядный материал. Успех экологического воспитания могут обеспечить следующие способы подачи материала: мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи, частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим, использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.
Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно – правильного отношения к природе.
Благодаря художественной литературе ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Дети в этом возрасте чутко реагируют на поэтическое слово. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть прелесть летного луга, дубовой рощи, заснеженной березки, испытать радость от прекрасных встреч с природой. Следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку стихи. Художественная литература служит могучим средством в экологическом развитии детей и способствует формированию новых понятий о единстве человека и природы, помогает развить творческое воображение, фантазию полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке.
Эффективный метод ознакомления детей младшего возраста с природой – это экологические сказки. С помощью сказок мы можем расширить представления детей о сезонных изменениях, о закономерностях в природе, о том, что будет плохо, если человек будет вмешивать в ход этих закономерностей, об особенностях растительного мира. Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе.
В младшем возрасте сказки должны быть просты и понятны. В основу экосказок должна лечь познавательно – экологическая информация, герой сказок – это реальные предметы, объекты природы, которым даются человеческие способности.
Экологическая сказка учит любить природу, видеть ее красоту и уметь ею восхищаться и любоваться, переживать и сочувствовать всему живому, рассказывает о том, что человек и природа – это одно целое.
1.3 Методы и приемы работы по использованию сказки в экологическом воспитании дошкольников
Экологическая сказка зачислена в арсенал самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию, особенно детей младшего возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке.
В младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как организм и среда : что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода и уход за репкой.
В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето, за летом осень, а за осенью зима.
Методика использования экологических сказок включает множество приемов: придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои упомянутой выше сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай, сочинение детьми собственных сказок. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно – следственных связях в природном комплексе.
Экологическая сказка дает возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Ребенок с помощью сказки познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, он не только познает, но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события, которые происходят при нем. Попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года.
В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки - вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями.
Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка дает такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Ребенок приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал эму должны помочь воспитатели. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом экологичны.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как будут они себя вести, что делать? Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир движений, фантазий, воображения, игры. Дети становятся участниками необычного действа. Сочетание психогимнастики с экологической сказкой позволят добиться наибольшего эффекта в формировании у детей основ экологической культуры.
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней, сочувствие ко всему живому.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это актуальное, постоянно развивающееся направление. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел ознакомление детей с природой, смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать мaленьких детей в различных явлениях природы через сказки.
Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей, научиться понимать их потребности и взаимоотношения с oружакющей средой. Также установили, что сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры умa.
ГЛАВА 2 Опытно – практическая работа по использованию
экологической сказки в работе с дошкольниками
2.1 Исследование уровня экологических знаний дошкольников второй младшей группы
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте является одним из важнейших условий формирования грамотных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с экоцентрическим типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.
Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования направлении роста и развития экологической культуры.
Экологическая сказка получила неоспоримое призвание в дошкольных учреждениях. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.
2.2 Содержание деятельности с детьми младшего дошкольного
возраста по повышению уровня экологических знаний с использованием сказки
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Решая задачу воспитание экологического уровня дошкольников посредством использования русских народных традиций и обычаев, выделили такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования.
Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей. Поэтому главная задача экологической работы – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любого занятия по экологии зависит от того, насколько материал будет интересен и понятен детям, доступен для запоминания. По экологическому воспитанию можно использовать экологические сказки. экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.
Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно – окрашенном мире.
Экологическая сказка дает возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. Использовать экологические сказки можно в работе с детьми разного возраста: при экологических мероприятиях, праздников, экскурсий, на занятиях по экологии.
Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любим изменениям в природе и своей привычной жизни.
Основными педагогическими условиями использования возможностей сказки в экологическом воспитании дошкольника являются :
отбор сказочных произведений с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые могут быть включены сказочные образы природы;
требования, предъявляемые к сказочным произведениям экологической тематики;
содержание сказочного произведения должно быть конкретным, включать в себя информацию об объектах живой и явлениях неживой природы;
информация о природных объектах должна соответствовать содержанию экологических знаний и способствовать формированию осознанно – правильного отношения детей к объектам природы;
в содержание сказочного произведения могут быть включены сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании;
сказочное произведение должно быть небольшого объема. Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям. Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров: пальчиковый, настольный, театр масок в самостоятельной деятельности.
Одна из главных задач отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
После чтения экологической сказки с детьми проводится беседа, подбираются вопросы. Кроме вопросов по содержанию сказки задавались вопросы связаны с особенностью роста репки, например:
Какая земля должна быть для посадки растений?
Почему нужно рыхлить землю на огороде?
Что сделали дед, баба и внучка, чтобы у них выросла большая – пребольшая репка.
Какая вода должна быть для полива?
Дети не только с удовольствием и вниманием слушают экологические сказки, но и играют с персонажами сказок в самостоятельной игровой деятельности, обыгрывая экологические сказки с помощью разных видов театра.
Для детей в возрасте 3 – 4 лет, пальчиковый, настольный театр – это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать, что он научился мыслить.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка должна учить нравственности, доброте.
Работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В связи с этим была поставлена цель: запланировать содержание работы с родителями по использованию сказки для повышения уровня экологических знаний детей младшего дошкольного возраста и задачи :
повысить уровень информированности родителей об использовании сказок как средства ознакомления детей с природой;
с помощью информационных сообщений формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.