Ольга Сулимина
Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА
КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(из опыта работы)
Выступление на педсовете
Подготовила:
Сулимина Ольга Андреевна
2017 г.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Содержание:
1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО
2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
3. Практическая часть
1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО
В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Что такое нравственность?
Для каждого человека это система правил поведения, отвечающая на вопрос:
«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».
Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.
В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении, определяется какими будут его поступки - нравственными или безнравственными.
2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра.
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.
Игрушка, по мнению Г. Л. Дайн, О. А. Квасовой, В. С. Мухиной, Т. М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.
Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г. Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики.
Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка – заместитель идеального друга. Она для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.
В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства - это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка - «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.
Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.
3. Практическая часть
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»
Е. Флерина
Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке «Русская матрешка».
Для решения данной проблемы было проведен опрос среди родителей по теме : «Русская матрешка». Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.
После этого перед собой я поставила несколько задач:
- провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме;
- как появилась первая матрешка;
- почему ее так назвали;
- основные промышленные центры по изготовлению матрешек;
- какие бывают матрешки.
В ноябре совместно с родителями был проведен мастер-класс на тему: «Народная игрушка». Задачи, которые были поставлены на мастер-классе:
1. расширять знания родителей о русском народном творчестве;
2. знакомить родителей с народными промыслами, привлечь к росписи матрешки;
3. повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.
Предварительная работа :
4. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».
5. Выставка иллюстраций: "Семеновская матрешка", «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», "Городецкая роспись".
6. Мастер-класс «Роспись матрешки».
Родители с большим интересом приняли участие в этой работе.
Для начала всем родителям я раздала листочки, на которых они изображали эскиз будущей матрешки. После изготовления эскиза брали готовые болванки и покрывали их клеем ПВА, затем наносили графитным карандашом рисунок, и только потом приступали к росписи матрешек. У каждого получилась своя неповторимая авторская росписая матрешка. Родители наслаждались проделанной работой и были очень довольны своим результатом.
Работая по данной теме, мною был разработан перспективный план работы с детьми по знакомству детей с матрешками, учитывая их возрастные особенности.
В первой младшей группе была поставлена задача познакомить детей с матрешкой, как с народной игрушкой. Матрешка была нам доброй подружкой, она приходила к нам в гости, участвовала в режимных моментах. Дети радовались ее приходу, замечали ее красоту, играли с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Разучивали потешки, стихи, слушали веселые частушки. Во второй младшей группе также с детьми будем продолжать знакомство с матрешкой.
В будущем я планирую продолжить изучение народной игрушки и в средней группе, где для себя поставила задачу – познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества. Показать детям самую первую матрешку – Загорскую. Возраст ее более ста лет. Она изображала девочку в сарафане с черным петухом, состояла из 8 кукол. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчивая по форме кукла-труженница. Существует много версий происхождения названия «матрешка». Но для детского понимания ближе и понятней что она получила свое название от старинного русского имени Матрена, Матренушка.
В старшей группе детей можно познакомить с семёновской матрешкой. Семёновская матрешка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Она появилась позже, в 20-х годах 20-го столетия и отличается от Загорской более яркими красками. Мастера села Семенова украшают ее фартук ярким букетом малиновых или красных цветов. В росписи отражено влияние близкой Хохломы – травка, цветы, листья.
В подготовительной группе я планирую познакомить детей с Полхов-Майданской и Вятской матрешкой.
В 30-х годах 20-го столетия появился еще один знаменитый Полхов-Майданский промысел. Мастера Полхов-Майдана придумали свою матрешку, она отличается вытянутыми пропорциями, похожими на кеглю, голова небольшая. У нее нет таких конкретных деталей как руки, сарафан, фартук. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью, в основном цветами шиповника.
Четвертый вид традиционного народного промысла Вятская (Кировская) матрешка. Помимо традиционной росписи в ее оформлении используется оригинальный технологический прием – инкрустация соломкой. Соломка используется только ржаная, которая выращивается на специальных участках и срезается серпом вручную.
Загорск, Семенов, Полхов-Майдан и Вятка являются основными традиционными центрами по изготовлению матрешек. Остальные матрешки – авторские. Они не имеют определенного стиля росписи и выполнены профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В росписи используются мотивы сказок, пейзажи, портреты знаменитых людей, животных и т. д.
Подводя итог, я могу сказать, что русская матрешка – это символ России. В ее содержании, форме, декоре отразилось представление о мире, добре и красоте.
Русская матрешка – настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.
Источники:
1. [Электронный ресурс] Социальная сеть https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-teme-ruskaja-narodnaja-igrushka-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
2. [Электронный ресурс] Социальная сеть https://refdb.ru/look/1952506.html
3. [Электронный ресурс] Социальная сеть https://www.maam.ru/detskijsad/http-www-maam-ruuserszina240258-nravstvenoe-vospitanie-v-kontekste-fgos-do.html
4. [Электронный ресурс] Социальная сеть https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/12/opyt_raboty_0.doc