Любовь Ильинична Тибиякова
Сказка как основа воспитания и социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Я работаю в классе разновозрастного обучения с детьми с ОВЗ второй год. Эти дети обучаются по адаптивной основной общеобразовательной программе НОО для детей с интеллектуальными нарушениями, с сопутствующими рекомендациями ПМПК. В классе у меня 9 человек: 1 девочка и 8 мальчиков, из них 4 инвалида. Все они имеют интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности. Отмечены нарушения мелкой моторики. Все психические процессы нарушены. Неумение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств.
Публикация «Сказка как основа воспитания и социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
ОСКАР УАЙЛЬД сказал : «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми»
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание. Главная моя задача - быть помощником в самоопределении детей, помочь им различать добро и зло; формировать у них понятие честного слова; научить их вести себя порядочно, не нарушая этических норм; быть заботливыми и внимательными к пожилым людям; воспитывать взаимоуважение и терпимость к каждому члену класса, школы.
Эти проблемы я решаю через внеурочную и урочную деятельность. На уроке «Речевой практики» много уроков посвящено работе над сказкой. Все дети любят сказки. Сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую опирается уважение к своим предкам, создание преемственности в культурном развитии народа. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Дети любят героев; они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло. Важно - научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
«Сказка,- писал В. А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит и даже лечит.
Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда сформулированный «намек»; прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети, и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Очень важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но это понятие довольно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д.
Возвращаясь к сказке, отмечу, что на примере сказки дети учатся :
- сравнивать, сопоставлять;
- формируют привычку доказывать, что это так или иначе
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. К примеру: «Кого тебе жалко в этой сказке?», «Как бы ты поступил на месте?», «Как движениями похвалить или пожалеть петушка?»
Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Для формирования устной речи использую такой прием, как конструирование слов, словосочетаний и предложений.
Например,
-придумать несколько однокоренных слов (лес, лесок, лесовичок)
-срифмовать два слова (кузнец-удалец, а затем можно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям.
-составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например, «Колобок»- «Колобок катится»- «Колобок катится по дорожке»- «Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, предлагаю к каждому произведению специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, я помогаю детям запомнить поговорки, учиться применять их к месту. К примеру, такая пословица, как «Не все коту масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленице, как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник. Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так расширяется кругозор ребенка, его представление о народных традициях и обрядах.
Для развития речи детей прибегаю к приему придумывания иных новых названий известных сказок, не искажая, идей произведения. Например, «Рукавичка». Как по - другому озаглавить сказку? («Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку») и т. д.
Использую такой прием, как из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Например, «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка» Например,
«Жи – бы – де – ба – бы – у них – ку – ря – сне – ку – ря и т. д.
Убежали все части речи, кроме глаголов Сказка «Рукавичка»
«шел, бежала, бежит, залезла жить, скачет, спрашивает… и т. д.
Важным является воспитание чуткости к слову. Формирую такое чутье через следующий прием:
-найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова в сказке.
-сочини длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе «длиннохвостая», «пушистохвостая»)
Использую прием «Шифровальщика». Шифровать название сказок, имена их героев или отдельных слов из произведений. Например, перевернуть слово слева направо («Путаница» - «Ацинатуп», изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «ЦуIаница»)
«Сказка развивает руки». Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю; когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю сделать объемную аппликацию (героя из сказки, нарисовать волшебный рисунок восковой свечой и раскрасить, нарисовать иллюстрацию к сказке, изобразить сказку схематично. Например, «Волк и семеро козлят» (V vvvvvvv, или “Угадай сказку по схеме»; или методом пиктографии - это знаками изобразить действие сказки. Пиктография облегчает запоминание сказки и пересказ сказки с опорой на графическое изображение. Показываем эпизоды сказки с помощью мимики и жестов.
Сказка способствует и общению. На уроках «Речевой практики» мы инсценируем сказки, распределяем роли и обсуждаем, кто и как сыграл свою роль.
В сказках участвуют все, и каждый ребенок пробует себя в той или иной роли. Это дает свои положительные результаты, повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.