вера полкунова
Сказка и двигательная активность детей дошкольного возраста спутники здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка и двигательная активность детей дошкольного возраста
спутники здорового образа жизни дошкольников.
«…Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым».
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям. А народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически или социально. Практика показывает, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в двигательной активности.
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, молоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря уже о школьниках.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку, сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой-либо ущербности.
Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа, как принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности. Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, в том числе позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.
Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движении. Проанализировав свои наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила необычный способ вовлечения детей в двигательную активность - составление «двигательных сказок», как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей «Физическое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие». Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев - это движение и положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в театрализованной деятельности. Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам С. Михалкова, К. И. Чуковского, Е. А Благининой и других детских писателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения. Вот, например, стихотворение С. Михалкова «Так» На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, написанные А. И. Константиновой и предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. и сказки о здоровье, автор М. Л. Лазарев, из развивающего учебного материала по программе «Здравик». Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме содержат название упражнения и схему его выполнения. Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились. Последовательность работы над двигательной сказкой : - знакомство с содержанием сказки;
- определяется количество персонажей, их характеристики;
- происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
- проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов и тд;
- выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух - трёх недель, так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми : при проведении специально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей. Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, помощью которых дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить несоответствие некоторых сказок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу последовательности (для плечевого пояса, для рук, для ног и тд.) Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребятами переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые возможности - это самостоятельное составление двигательных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие двигательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их, показывая своеобразную манеру эмоционально - пластичной выразительности и перевоплощения. Задача взрослого, помогать детям в этой работе - направлять их, предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью. Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «дви-гательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.