Богачева Виктория
Итоговое мероприятие проекта «Нас сказка учит говорить». Сценарий постановки сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический практико-ориентированный проект «Нас сказка учит говорить»
Актуальность проекта: Анализ специальной методической литературы, а так же данные многочисленных исследований дошкольников с речевой патологией позволяют сделать выводы, что 90-95% детей с ОНР имеют неврологический статус: стертая форма дизартрии. Для них характерно: системное нарушение всех структурных компонентов речи; слабое развитие речевой моторики; ускоренный или замедленный темп речи; бедность мимики, жестов; неправильное дыхание; (учащённое, прерывистое, поверхностное) неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; слабость волевых усилий, эмоциональная неустойчивость; нарушение голосообразования (силы, тембра, звуко-высотности, гибкости, мелодики) нарушение опознания и воспроизведения контрастных и сходных значений интонационных высказываний; сниженная способность к творческому созданию новых образов. Данное обстоятельство усугубляется бедным, безграмотным «говорением» с экранов телевидения. Дети слышат агрессивную, примитивную речь, насаждаемую телевизионной рекламой, западными боевиками, мультфильмами. Поэтому так важна работа по формированию правильной речи у дошкольников.
Публикация «Итоговое мероприятие проекта „Нас сказка учит говорить“, Сценарий постановки сказки Г, Х, Андерсена „Дюймовочка“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2018
Неотъемлемой частью овладения родным языком является развитие интонационной выразительности речи. Именно интонация помогает ясно и точно выразить мысль, донести до слушателя и собеседника необходимую информацию.
Работа по формированию интонационной выразительности речи стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
Проект предназначен для детей 5 – 6 лет
Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития у детей-логопатов, создание системы работы по формированию интонационной выразительности речи детей со стёртой формой дизартрии на основе использования сказок Г. -Х. Андерсена.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей
Задачи проекта
1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
2. Побуждать детей к совместной деятельности.
3. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
4. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Учитель-логопед: :
1. Отработать систему коррекционно - развивающих мероприятий по формированию интонационной выразительности речи у детей-логопатов.
2. Увеличить объем коррекционного воздействия,
3. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи, повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
4. Побуждать детей к совместной деятельности.
5. Формировать у детей навыки эмоционального и телесного самовыражения, способность к импровизации на основе использования сказок Г. -Х. Андерсена.
6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
8. Формировать родительскую компетентность в области воспитания и развития ребёнка
Педагог:
1. Развивать речевые и творческие способности детей.
2. Освоить систему упражнений по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Овладеть умением формирования у детей навыков эмоционального и телесного самовыражения, способности к импровизации на основе использования сказок.
Дети:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать процессы восприятия, внимания, памяти, понимание и дифференциацию основных типов интонационного выражения речи.
3. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (радость, грусть, одобрение, осуждение, восхищение, презрение, тревога, боль) в повседневной речи. 3. Формировать просодические компоненты речи (артикуляцию, дыхание, голос, фразовое и логическое ударение, паузы, мелодику, ритм. тембр. мимику, жесты)
4. Прививать любовь к слушанию и самостоятельному рассказыванию сказок. 5. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к импровизациям, готовность к творчеству.
6. Развивать интерес к сценическому искусству.
7. Знакомить с театральной терминологией (занавес, сцена, микрофон, кулисы)
8. Формировать словарь эмоций.
9. Закрепить приобретённые навыки в совместной деятельности с детьми и родителями по созданию творческих работ, разучиванию диалогов, игр- драматизаций, театрализованных постановок.
Родители :
1. Повысить уровень компетентности в вопросах неврологии и логопедии.
2. Сформировать осознанный интерес к работе по формированию интонационной выразительности речи.
3. Реализовать систему мероприятий по созданию предметно-развивающей среды и наглядного материала.
4. Сформировать интерес к совместному чтению художественных произведений, просмотру театрализованных постановок, созданию поделок к, развитию художественного вкуса ребёнка.
Ожидаемые результаты.
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов
- сформируется система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию просодических компонентов речи у детей-логопатов.
- повысится профессиональный уровень в вопросах формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией.
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Родители повысят уровень компетентности в вопросах логопедии, будут активно участвовать в реализации детских тематических проектов и создании благоприятных условий для развития театрализованной деятельности детей. Проявят интерес к коррекционной работе по формированию интонационной выразительности речи детей. Систематизируются представления детей о многообразии интонационных средств выражения речи. Сформируются просодические компоненты речи (речевое дыхание, мелодика, ритм,) Разовьётся интерес к сценическому искусству, дети активно включатся в театрализованную деятельность. Повысится самооценка, порождающая уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов. У них откроются большие возможности речи, выработается художественный вкус, потребность овладения искусством художественного слова. В итоге выстроится система работы по формированию интонационной выразительности речи, у детей откроются большие возможности речи, выработается художественный вкус, потребность овладения искусством художественного слова. Улучшатся родительско-детские отношения.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Результат проекта: презентация проекта в форме инсценировки сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка».
Участники: все дети группы.
Сценарий сказки Г. Х Андерсен «Дюймовочка»
Действующие лица:
Старушка-волшебница
Мать Дюймовочки
Сказочница
Ласточка
Крот
Мышь
Жаба-мама
Жабик
Дюймовочка
Майский Жук
Принц эльфов
Бабочка 1
Бабочка 2
Цветок 1
Цветок 2
Цветок 3
Божья Коровка
Мотылёк
Стрекоза
Комар
Сказочница
Костюмы и декорации: костюмы бабочек, цветов, ласточки, мышки, лягушек, майского жука и других насекомых; фрак, шляпа, очки и трость для крота; шаль; наряд принца; нарядное платье и крылья Дюймовочке; декорации: болото, замок, цветы, кувшинки, домик мышки, цветок-домик Дюймовочки. Слайды с изображением домика матери, лесной поляны, болота, норки мыши, Страны Эльфов. Фонограмма со звуками сильного ветра в лесу. Песни Крота", "Мыши", "Жабыиз
Комната деревенского домика. Стол, стул, окно. Звучит музыка, входит мать Дюймовочки.
Сказочница.
Жила на свете женщина,
Совсем, совсем одна.
Ни мужа, ни детей не имела она.
А рядом с ней - волшебница жила,
Творить чудеса старушка могла.
И вот оставив все дела, к ней женщина за помощью пошла.
Лес. Дом старушки. Входит женщина.
Женщина: Здравствуй, добрая волшебница, мне так нужна твоя помощь…
Волшебница: А что случилось у тебя?
Женщина: Помоги мне, добрая женщина! Мне очень грустно, ведь я так одинока. И больше всего на свете мечтаю иметь доченьку или сыночка. Но где же мне их взять?
Волшебница: Ну конечно, я помогу твоему горю.
Вот тебе волшебное зерно. Посади и ухаживай за ним.
Женщина: Ах, спасибо!
Уходят. Комнаты женщины. В окно видно клумбу с цветами
Сказочница: Вырос цветок. Он был очень похож на тюльпан. И в нем все время что-то шевелилось. И вот однажды…
Звучит музыка.
1 Цветок:
Весна пришла! Весна пришла!
Как хорошо кругом!
И кто-то крошечный живет
В цветке таком большом!
2 Цветок
Цветок раскрылся, и вошла
Ты в этот мир сейчас.
Ты слышишь птичьи голоса,
И аромат цветка.
3 цветок:
Сколько в мире красоты:
Солнце, небо и цветы,
Бабочки, цветущий луг!
Как прекрасно все вокруг!
Танец Цветов. Появляется Дюймовочка.
Женщина. Сбылась моя мечта! Я так долго ждала тебя доченька!. Какая ты красивая и такая крохотная. Назову тебя Дюймовочка. Каждый день я буду наряжать тебя в новые платьица.
Болото.
Выходят Жаба с сыном Жабиком. Она сачком ловит насекомых. Предлагает сыну, он зевает и отказывается.
Жаба: Ква-кой превкусный был комар, а вот еще один – по-пробуй…
Сын Жабы: Не хочется мне есть!
Жаба: Может, сказочку прочесть?
Сын Жабы: Мне и сказки надоели! Повзрослел я!
Жаба: Неужели? Ах, как быстро время мчится!
Сын жабы: Я хочу скорей … жениться…
Жаба: Ах! Сыночек, дорогой! Мой красивый, мой родной!
Я поплаваю по дну, выберу тебе жену… Ква-а-а-а…
Сын Жабы лежит и «гадает» на ромашке: Жениться – не жениться… В зал под музыку входит Жаба-Мама и тащит за собой Дюймовочку.
Дюймовочка плачет и упирается
Жаба : Нашла! Сынок, нашла! Ну, как тебе она?
Сын Жабы:
Влюбился я с первого взгляда!
Я рад нашей встрече с тобой!
Ты будешь моею женой!
Жабик становится на одно колено и протягивает Дюймовочке оборванную кувшинку.
Дюймовочка: Вот несчастье, не хочу в болоте жить! (Плачет)
Жаба : Ничего, привыкнешь, позеленеешь, бородавками покроешься,А пока мы тебя привяжем покрепче и позовем гостей.
Дюймовочка: Его женой! Нет, нет! Не хочу в болоте жить!
Дюймовочка плачет на кувшинке.
Появляются рыбки. И рак замечают девочку на кувшинке. Ходит вокруг
Первая рыбка: Что случилось с тобой, девочка милая?
.Вторая рыбка: Почему ты плачешь?
Дюймовочка Противная жаба хочет, чтобы я вышла замуж за ее сынка, Жабика!
Первая рыбка : Так не бывать же этому!
Вторая рыбка Мы поможем тебе!
Дюймовочка: Рыбки, милые мои, помогите,
И от жаб противных меня спасите!
Рыбки: Не плачь, милая Дюймовочка. (Зовут Рака).
Рак. Перекушу растенье, и пусть плывёт по воде!
Рак перекусывает стебелёк, они вместе машут Дюймовочке на прощанье.
Рыбка и Рак уплывают.
Под музыку влетает Майский Жук. Он кружится вокруг Дюймовочки, разглядывая ее
Майский Жук:
Ужжжасно рад! Какая встреча!
Я - Майский Жжжук. Здесь пролетал
И вас случайно увидал.
Я джжжентельмен, сударыня,
И вас зову на бал!
Поляна с цветами. Бал насекомых.
Дюймовочка: Ах милый Жук, спасибо вам! Ведь Вы спасли меня!
Стрекоза, Божья Коровка, Мотылёк и Кузнечик окружают Дюймовочку и Майского Жука, разглядывают Дюймовочку
Мотылёк:
Какой кошмар! Какой позор!
Есть шея, талия, две ножки,
Две лапки есть и нет усов!
Ужасно! У меня нет слов!
Кузнечик:
Хм, у неё лишь две ноги!
Нет крылышек совсем!
Ей с нами быть негоже,
Она на девочку похожа!
Божья Коровка:
Не летает, не жужжит!
Фу! До чего убогий вид!
Она без спросу к нам явилась!
Никто ее сюда не звал!
Расстаньтесь с ней пока не поздно!
А то начнется здесь скандал!
Стрекоза:
Мне очень жаль, сударыня,
Но всем, без исключения,
Вы жутко не понравились,
Хоть жук другого мнения.
(все качают головами и морщатся)
Жук: Мне жаль, сударыня, вы мне не подходите
Ведущий: Так и осталась Дюймовочка жить в лесу совсем одна.
Внезапно налетает ветер Дюймовочка наклонившись подходит к дому Мыши.
Мышь: Какое милое дитя! Иди ко мне, согрейся! А много ты ешь?
Дюймовочка: Половинку зернышка в день.
Мышь: Правда! Тогда оставайся.
орка Мыши. Мышь сидит в кресле. Дюймовочка подметает пол.
Музыка. Входит Крот.
Мышь: Здравствуй дорогой сосед! Проходи за стол. Чаю выпьем, по душам поговорим. Как идут твои дела?
Крот: Привет соседка! Как дела? Замучился считать.
Мышь: Помощник нужен.
Крот: Едят много!
Мышь: Всего пол-зернышка в день.
Крот: Фантазии!
(Мышь что-то шепчет на ухо Кроту)
Крот: Жду вас в гости!
Мышь провожает Крота, возвращается.
Мышь: Дюймовочка! Поди сюда, послушай что скажу, сосед наш – важный господин. Вот славный для тебя жених.
Дюймовочка: Но он же слепой!
Мышь: Глупости. Ну слеповат, зато слышит за двоих. А какой богатый. Он ждет нас!
Мышь и Дюймовочка идут к Кроту. Лежит Ласточка.
Дюймовочка (наклоняется) Дышит!
Ласточка: Пить, пить!
Дюймовочка: Сейчас я принесу воды.
Ласточка: Твить-твить, весна! Твить, растаял снег. Как греет солнышко – тепло и чудно! Дюймовочка, летим в зеленый лес!
Дюймовочка: Но тетя Мышь? Одной ей будет скучно.
Ласточка: Как жаль! Спасибо, девочка, за все: за доброту, нежность. Я вновь могу летать – тви-ть, и петь, и радоваться солнечному свету! Это все благодаря тебе. Будь счастлива! Прощай!.
Дюймовочка: Ах, Ласточка, прощай!
Входит Крот: Ну что, Дюймовочка, готова к свадьбе?
Мышь: Да.
Крот: Дорогая, я выполню одно твое желание.
Дюймовочка: Пустите меня попрощаться с солнышком…
Появляется Ласточка
Дюймовочка: Ах, ласточка….
Ласточка: Отчего ты плачешь?
Дюймовочка: Меня сегодня хотят выдать замуж за Крота!
Ласточка: Хочешь, лети со мной!
Дюймовочка: Да, конечно!
Музыка. Страна Эльфов.
Принц Эльфов:
Ах, как же ты прекрасна, словно фея!
Я восхищен твоею красотой!
В нашей сказочной стране
Очень грустно было мне.
Тебе, Дюймовочка, дарю
Рассвета алую зарю,
Букетик из душистых роз,
И крылышки как у стрекоз.
Прими подарок мой простой
И оставайся здесь со мной!
Дюймовочка: Да, я согласна
Бал. Участвуют все дети группы