Галина Онучина
Проект «Сказка учит нас говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
автор: Онучина Г. А.
Воспитатель.
МБДОУ д/с №10 г. Куса
Введение
Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, не воспринимать окружающее». Д. Родари.
Публикация «Проект „Сказка учит нас говорить“» размещена в разделах
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.
Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, на-оборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег -ко и просто.
Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».
А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необ-ходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?
Обоснование актуальности проекта
Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил : «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем общест-ве.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различ-ных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка — благодат-ный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это ду-ховные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Инновационность проекта
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Развитие речи – процесс слож-ный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значе-ние правильного, убедительного слова.
Работая с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры, которая играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста.
Преимущество сказки в развитии личности ребёнка состоит в отсутствии нравоучений и дидактики, четких персонификаций, в собирательности об-раза главного героя. Образность и метафоричность языка, психологическая защищенность - всегда хороший конец, наличие тайны и волшебства, психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов.
Сказка помогает в развитии психических процессов, позволяет развивать фантазию, творческие способности детей, поисковую деятельность, обогащает словарь и развивает речь.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Основные принципы
1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для само-реализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
3. Принцип активности, творчества.
4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);
6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями.)
Цель проекта.
Развитие речевой активности дошкольников посредством театральной дея-тельности со сказками.
Задачи проекта
Речевое – развитие:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроиз-ношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализо-ванной деятельности.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из зна-комых сказок.
4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.
Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказы-ваться.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуж-дать детей к использованию различных способов для достижения цели, сти-мулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведе-ние.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведе-ния.
3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, ося-занием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
Физическое развитие:
1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с правилами.
Целевая аудитория
воспитатель воспитанники родители
воспитанников
Значимость проекта для всех его участников
Воспитанники: дети интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними, с удовольствием совершают действия с игрушками и другими предметами; у детей развивается активная речь, включенная в общение, понимают речь взрослых, способны обратиться с вопросом и просьбой; проявляют интереса к стихам, сказкам, рассматриванию картинок. У детей появился интерес к играм, развлечениям.
В группе создана эмоционально- комфортная среда.
Педагоги: продолжают освоение метода проектирования. Пополнена пред-метно - пространственная развивающая среда
Родители: Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с позиции сотрудничества. Совместная деятельность родителей и детей в театрализованных постановках сказок.
Ресурсное обеспечение реализации проекта :
Кадровое обеспечение
Воспитатель
Информационное обеспечение
Доступ к информационным ресурсам сети интернет
Материально- техническое обеспечение
Мультимедийный комплекс
Ширма для демонстрации сказок
Методическое обеспечение
подборка консультативного материала для родителей;
Учебно-методическая литература
Мультимедийные презентации по сказкам
Конспекты совместных мероприятий, бесед, мероприятий с воспитанни-ками.
Различные виды театров по сказкам
Предполагаемый результат:
Дети
-заинтересованность детей темой «Сказки», проявление их познавательной активности;
- расширение и обогащение знаний детей о героях сказок.
- развитие речи детей, обогащение её новыми словами и выражениями
- развитие самостоятельности, инициативы: рассматривают иллюстрации, учувствуют в играх подражая взрослому.
Родители
- участие вместе с детьми в театрализованной деятельности
- активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе с позиции сотрудничества
Сроки и этапы реализации проекта
сроки этапы
Октябрь 2017 Организационный
ноябрь, декабрь, январь,
февраль Основной
март 2018 Заключительный
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап – организационный – октябрь 2017 г
«Знакомство со сказкой»
Задачи: познакомить детей с содержанием сказок. Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию сказки. Обогащать активный и пассивный словарь детей.
мероприятия участники срок
Составление плана проекта
воспитатель Октябрь
Чтение русских народных сказок
воспитатель,
родители
Рассматривание иллюстраций в книгах
«Русские народные сказки» воспитатель,
родители,
дети
Изготовление атрибутов к театрализованной дея-тельности с детьми и родителями. воспитатель,
родители
Подготовка презентаций народных потешек, рус-ских сказок воспитатель,
родители,
Консультация «Зачем детям нужны сказки»
воспитатель
Подборка книг по русским народным сказкам воспитатель,
родители
2 этап – основной – ноябрь 2017 г – февраль 2018 г.
«Игры со сказкой»
Задачи: активизировать пассивный словарь, расширять активный словарь ребенка. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать зрительное и слуховое восприятие детей. Учить соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета.
мероприятия участники срок
Просмотр мультфильмов по сказкам;
«Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок» и. др. воспитатель, дети ноябрь 2017 – февраль 2018
Чтение различных сказок воспитатель, дети
Инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов теат-ров (изготовленных совместно с родителя-ми) : «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». воспитатель, дети
Разучивание потешек:
«Наши уточки с утра», «Пошёл котик на торжок», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ки-сонька-мурысинька», «Зайка», «Мишка». воспитатель, дети
Дидактические игры:
-Помоги найти героев сказки теремок.
-Кто первым поселился в теремке.
-Расскажи сказку «Курочка Ряба».
-Сложи сказки (лото)
-Проведи Колобка по дорожке.
-Кто съел Колобка?
-Заплатка (узнай героев сказки).
-Кто лишний (выбрать героев сказки «Те-ремок».
- Кто первым поселился в теремке?
-Закончи сказку?
-Кто испёк Колобка?
-Вспомни, кого встретил колобка?
-Собери пазлы по сказкам. воспитатель, дети
Подвижные игры с речевым сопровожде-нием:
«Заинька серенький»
«Вышли мышки»
«Кошка села на ладошку»
«Шла лисичка по тропинки»
«Медвежата»
«Курочка»
«Мишка косолапый»
«Зайцы и волк» воспитатель,
дети
Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, стихам. воспитатель,
дети
Разучивание пальчиковых гимнастик с ре-чевым движением.
«Зайка»
«Курочка Ряба»
«Киска,киска»
«Репка»
«Котята»
«Зайка и барабан»
Зайкины уши» воспитатель, дети
Раскрашивание персонажей сказок воспитатель, дети родители.
Выкладывание сказок из пазлов воспитатель, дети
Выставка книг по русским народным сказкам воспитатель, дети
3 этап – заключительный – март 2018 г.
«Рассказывание эпизодов сказки»
Задачи: Обогащать словарь ребенка за счет новых слов. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
мероприятия участники срок
Музыкальное развлечение «В гостях у сказки» воспитатель,
дети,
родители
март
Педагогическое мероприятие «Рас-сказываем любимые сказки» воспитатель,
родители март
Оформление выставки книг «Моя лю-бимая сказка» воспитатель,
родители,
дети март
Оформление картотеки игр и упраж-нений по развитию мелкой
моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением Воспитатель,
родители март
В проекте принимали участие все дети группы. У детей расширился кру-гозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Дети узнают героев сказок, проявляют инициативу к обыгрыванию сказок, оречевляют героев, играют с театрами.
Родители проявили творчество в реализации проекта, создали своими руками совместно с воспитанниками различные виды театров.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию
познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей расширился словарный запас, появилось полно-ценное речевое высказывание.
Список литературы:
1. Д. Н. Колдина.» Игровые занятия с детьми. (От рождения до трёх лет).
2. Е. Янушко.»Помогите малышу заговорить!» (Развитие речи детей 1,5-3 лет)
3. Н. Д. Дурова. Фонематика. (Как научить ребёнка слышать и правильно произносить звуки)
4. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по
мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008 г