Нурсина Карамурзина
Ситуация успеха как стимул развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация успеха как стимул развития дошкольников.
Развитие современного общества носит динамичный характер, имеющий тенденцию к постоянному ускорению, усложнению и видоизменению. Успешность и благополучие того или иного члена общества зависит от его личностных качеств, умения приспосабливаться к окружающей действительности, его познавательной и творческой активности, а также активности общения.
Публикация «Ситуация успеха как стимул развития дошкольников» размещена в разделах
Необходимость создания ситуации успеха каждому ребенку давно осознана педагогической общественностью. К. Д. Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, продолжает он, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Чтобы ребенок с желанием занимался какой-нибудь деятельностью, нужно создать ситуацию успеха в деятельности. Что же такое ситуация успеха? Здесь стоит разделить понятия «ситуация успеха» и собственно «успех», хотя связь этих понятий несомненна и органична. Так, «ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех, а «успех» – результат подобной ситуации. Переживание же радости успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Наша задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5–6 лет. Для ребёнка этого возраста настолько значим успех в игре, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности — уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания. Приобретённая потребность в достижении успеха в последующей жизни почти не меняется.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов.
Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат стратегии, предполагающей:
- создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей;
положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми, подкрепляемая публичными поощрениями;
недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов;
уважение к идеям и мыслям ребенка;
обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д. ;
Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.
Педагог должен помнить, что любая интеллектуально-познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. А поскольку радость – это социальное свойство, ребёнок, как правило, несет свою радость другим. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства.
Педагогам необходимо помнить, что:
- успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребёнку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
- ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума;
- ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего самому себе.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребёнка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребёнка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации, так и невербальными ( мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приёмами.
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
снятие страха ( выраженное в словах:«Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках …» и др.);
внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.);
авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
скрытое инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.);
персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.);
мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).
Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? (спрашиваю) Абсолютно верно, односложные высказывания, типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
Зарубежный исследователь Мойра Питерси предлагает расширить этот диапазон следующими фразами:
«Прекрасно!»;
«Удивительно!»;
«Превосходно!»;
«Восхитительно!»;
«Очень неплохо!»;
«Ну, просто изумительно!»;
«Ах, вы только посмотрите!»;
«Это что-то особенное!»;
«Это выглядит здорово!»;
«Именно так!»;
«Браво!»;
«Так чудно!»;
«Об этом обязательно нужно рассказать…»;
«Ты сделал это!»;
«Замечательно задумано!»;
«Я просто в восторге!»;
«Я просто обожаю…» и пр.
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.
Сотрудничество педагогов и родителей для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным. Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
Резюмировать всё вышесказанное можно словами Уильяма Артура Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Вдохновляйте своих воспитанников на открытия, получение знаний, умений, опыта, делайте их успешными, и помните, «Успех – это путь, а не место назначения» (Бен Свитленд).