Анна Перепелка-Малинская
Системный подход к реализации воспитательно-досуговой деятельности в физкультурно-спортивном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Системный подход к реализации воспитательно-досуговой деятельности в физкультурно-спортивном учреждении
Перепелка-Малинская Анна Анатольевна,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа № 3"
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день характерные особен-ности и значение физической культуры и спорта в формировании единой системы воспи-тательно-досуговой деятельности физкультурно-спортивного учреждения.
Публикация «Системный подход к реализации воспитательно-досуговой деятельности в физкультурно-спортивном учреждении» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Среди основных целей современного образования в условиях поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов – это становление самообразо-вания и самореализации молодых людей, их готовность принимать самостоятельные реше-ния. Современный молодой человек должен и желает строить собственную систему ценно-стей и мотивов поведения, приобретенную на личном опыте, и хочет видеть значимость сво-их практических усилий.
Физическое воспитание и спорт направлены на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Физическое воспитание – это педагогический процесс, который является составной частью общеобразовательной системы воспитания молодежи и приобщает мо-лодое поколение к культуре через двигательную активность во всех формах, играет решающую роль в формировании индивидуальности молодых людей, что иногда более важно, чем оздоровительное воздействие физкультурно-спортивной деятельности. Значение физической культуры и спорта в воспитании и развитии личности очевидно, так как определенные черты личности формируются в процессе деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность предъявляет особые требования к мышлению человека: повышается быстрота мыслительных процессов, развивается практическое мышление. Велико значение физической культуры и спорта для развития эмоциональных качеств человека: жизнерадостность, уверенность в своих силах, стремление к активной деятельности, эмоциональные переживания, возникающие во время спортивных соревнований и др. В процессе спортивной деятельности формируется способность к прояв-лениям воли, и прежде всего, к максимальным волевым усилиям. В процессе физического воспитания человек формирует в себе стойкость, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием. Характерной особенностью спортивной деятель-ности является ее соревновательный характер, так как спортивные соревнования заставляют человека взаимодействовать с коллегами по команде и соперниками, тренерами, судьями и другими людьми, вызывают стремление добиваться лучших результатов, показать и утвер-дить преимущество своих физических возможностей и, тем самым, заслужить общественное признание своего успеха. Воспитывающее, развивающее действие спорта не ограничивается только специфическими чертами спортивной деятельности, огромное значение в развитии личности имеют те общественные связи и отношения, в которые обязательно вступает спортсмен. Как и всякая человеческая деятельность, спорт не безразличен к социальным особенностям среды, характер физкультурно-спортивной деятельности обусловлен социаль-но-экономической структурной общества в любую эпоху развития. Без учета социальных факторов невозможно правильно поставить воспитательную работу со спортсменами. Со-гласно мнений зарубежных и отечественных ученых и специалистов, ценностную ориента-цию в спорте необходимо рассматривать как идеологию, направленную на убеждение людей в преимуществах занятий спортом, где обосновывается ценность спорта как инструмента воспитания характера, самодисциплины, физического и духовного благополучия, способности к соперничеству как в спорте, так и в жизни. Спортивная подготовка обучающихся в физкультурно-спортивном учреждении подчинена общим закономерностям обучения и воспитания, осуществляя которую тренеру и педагогу необходимо руководствоваться как общими педагогическими принципами, так и специфическими. К общепедагогическим принципам относятся, как правило, принципы разностороннего развития, сознательности, активности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации. К специфическим принципам относятся принципы непрерывности тренировочного и воспитательного процессов, преемственности, так же необходимо чередование тренировок и отдыха для обеспечения оптимального развития качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства и личностного развития. Рост спортивных достижений обусловлен неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, па-раллельно формируются морально-волевые качества личности.
В нашей школе в целях систематизации воспитательно-досуговой деятельности раз-работаны программы «Быстрее, выше, сильнее…» и «Воспитательная работа в МБУ ДО ДЮСШ №3», которые представляют собой социально-педагогическую систему организации данной деятельности. В программах определена четкая структура, совокупность взаимосвя-занных и взаимодействующих элементов, фиксирующих определенные моменты деятельно-сти, прослеживается динамика развития и возможности совершенствования каждого струк-турного элемента.
Воспитательно-досуговая программа «Быстрее, выше, сильнее…» включает целена-правленный опыт воспитательно-досуговой деятельности. Данная программа является ре-зультатом соотнесения теории воспитательно-досуговой деятельности с практическим опы-том работы. В инвариантной части программы представлены мероприятия, которые прово-дятся ежегодно для обучающихся школы, их родителей, учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Вариативная часть программы включает мероприятия, содержание которых может ежегодно меняться, дополняться по же-ланию воспитанников школы, представителей родительской общественности и различных образовательных учреждений. Во взаимодействии с тренерами-преподавателями, в целях популяризации культивируемых видов спорта, организуются показательные выступления, мастер-классы, что расширяет диапазон воспитательно-досуговой деятельности обучающих-ся школы.
Программа «Воспитательная работа в МБУ ДО ДЮСШ №3» расширяет сферы досу-говой и воспитательной деятельности на всех уровнях : учебных занятиях, в рамках деятель-ности творческих объединений, в подростковых клубах, в пространстве учреждения в целом. Данная программа направлена на формирование у обучающихся социально-значимых ценностей, гражданственности, патриотизма. В программе отражены направления воспитательной работы : трудовое, нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание, воспитание волевых качеств, агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа с обучающимися и их родителями. В программе представлены методики диагностики важных для спортсменов личностных качеств с указанием методов изучения основных параметров воспитательного процесса.
Обе программы объединяет системный подход к воспитательно-досуговой деятельно-сти учреждения, заключающейся в важности не только физического развития обучающихся, но и в одновременном формировании целеустремленности, коллективизма, коммуникатив-ности, дисциплинированности, взаимовыручки, что способствует воспитанию гражданской позиции, развитию самостоятельности мышления, а также социальной адаптации детей, подростков и молодежи в окружающем мире. В процессе участия в реализации программ дети получают опыт организации воспитательно-досуговой деятельности, направленный на освоение навыков социально-полезного, творческого, активного, здорового образа жизни, коллективного и группового взаимодействия, в качестве результата рассматриваются воспитательный и социализирующий эффекты.
Литература
1. Плинер, Я. Воспитание личности в коллективе / Я. Плинер, В. Бухвалов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
2. Спорт и образ жизни [Текст] : сб. статей / сост. В. И. Столяров, З. Кравчик. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 278 с., ил.
3. Щуркова, Н. Новое воспитание / Н. Щуркова. – М. : Педагогическое общество Рос-сии, 2000. – 128 с., ил.