Наталья Севостьянова
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Системно – деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии.
«Деятельность – единственный путь к знанию»
Б. Шоу
Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
Труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека.
Публикация «Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии» размещена в разделах
Технология подготавливает учащихся к жизни в обществе с целью быстрейшей их адаптации. Сейчас господствует универсальная технологическая культура, то есть, какую бы работу мы ни делали, мы должны знать технологию производства и изготовления. Ведь технология на эмпирическом (практическом) уровне – это определённая последовательность действий при изготовлении чего-либо.
Любое производство, в любой сфере и области, построено на технологической дисциплине и знаниях технологии.
Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека.
Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
"Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека. Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и всё общество в целом.
Однако творчество может стать ещё более массовым и эффективным, если вести культурную своевременную и организованную подготовку к нему. Как раз на уроках технологии можно обучать детей творчеству.
Технология – это интегрированная область, которая показывает практическое применение всех остальных наук.
Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода на уроках технологии являются :
- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение).
- Технология, основанная на создании учебной ситуации. (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира.
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
- Технология деятельностного метода – метода, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход на уроках технологии.
Цель деятельностного подхода уроков технологии является : развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Задачи:
1) научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;
2) воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;
формировать эстетический вкус;
3) прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
4) развивать логическое мышление и творческие способности;
5) научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений,
машин.
Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем.
Деятельностный подход я реализую с помощью активных методов обучения. Активные методы обучения это - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе овладения учебным материалом. Строятся они в основном на диалоге, свободном обмене мнениями, практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы, движении и рефлексии.
1. Динамично – комфортное начало урока (задать нужный ритм, использовать методы мотивации, обеспечить рабочий настрой, проконтролировать подготовку к уроку, создать хорошую атмосферу в классе).
2. Четкое проведение организационного момента (выявить цель и задачи урока; провести выяснение ожиданий и трудностей; использовать диалоговое взаимодействие и проблемный метод).
3. Игровое повторение пройденного материала ( использовать дидактические средства: тесты, кроссворды, ребусы).
4. Ориентирование учащихся на изучение новых знаний (использовать знания и опыт обучающихся, применять диалоговое и проблемное обучение).
5. Организация практической работы учащихся (групповая форма при приготовлении кулинарных блюд; парная работа при снятии мерок; индивидуальная при пошиве швейного изделия; фронтальная при изучении свойств тканей).
6. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – путешествие, урок – соревнование, урок – семинар, урок – творческая лаборатория; проектный метод; метод сотрудничества ученика и учителя; метод здоровьесберегающих технологий; профориентационные странички; обмен опытом, защита творческих проектов, демонстрация швейных изделий, оформление выставочных стендов).
7. Эффективное подведение итогов и рефлексия процесса обучения (использовать свободный обмен мнениями; применять метод сравнения – изделий, блюд, проектов; учитывать личностно – ориентированные и индивидуальные особенности учеников; организовывать проведение самооценки).
Включение активных методов в учебный процесс в деятельностном режиме помогают сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку. Поэтому улучшается психологический климат в классе и ребята, не боясь ошибок, помогают друг другу, раскрывают свои творческие способности, приобретают уверенность в себе, совершенствуют свои коммуникативные навыки, развивают речь, формируют опыт взаимодействия в коллективе и усвоенные знания, используют в практической деятельности.
Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода :
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Системно - деятельностный подход на уроках технологии :
1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ.
2) выделяется содержательная область («могу»). 2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:
1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта;
2) тренировка мыслительных операций.
3. Выявление причины затруднения (если есть).
1) помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение;
2) выявляем причину затруднения: каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.
4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся
обдумывают план действий:
1) ставят цель;
2) строят план достижения цели;
3) выбирается метод разрешения затруднения;
4) самостоятельно выполняют проект.
5. Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом.
Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.
6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.
Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятельности, можно создать основу для развития природных качеств человека и совершенствовать их; воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека. Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.