Александра Мазина
Системно-деятельностный подход в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задача современной системы образования на сегодня состоит не только в передаче объема знаний, но и в том, чтобы научить ребят учиться. «Используя формы, приемы и методы воспитательно-образовательной работы формируется личность, способная анализировать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые необходимы будут ему для дальнейшей жизнедеятельности. Все эти запросы выполняет системно - деятельности подход»1. Его основной результат - это развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает получить знания в основу, которого заложен системно-деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Темочки:
Исходя от этого возникают вопрос: чему учить?
Чтобы ответить на него, педагог становится новатором, он находится в поисках своей методики, педагогической технологии, отвечающую его личным качествам. Педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы у ребенка возникали собственные вопросы: что я знаю? что я хочу узнать? что сделать, чтобы узнать?
Инновация в системе дошкольного образования на сегодняшний день основывается на внедрении в процесс обучения системно-деятельностного подхода. Появление «инновации» в педагогике продиктовано современными условиями развития общества, образования [4]. «Она предусматривает использование интерактивных форм и методов образования, в основе которых лежит методология системно-деятельностного подхода» [2]. Создав игровую и проблемную ситуацию, происходит целевая установка, появляется мотив к деятельности (надо-хочу-могу). Ребенок начинает активно искать способы решения проблемной ситуации (проектирование, выполняет необходимые действия, анализирует результат и подводит итог.
Данное направление мною исследовался три года Она тесно была связана с темой выпускной квалификационной работы, в основе которой исследовались инновационные технологии в системе управления МАДОУ № 15. В данном дошкольном учреждении идет внедрение новых технологий воспитания и обучения детей. Это следующие инновационные технологии: технология проектной деятельности; информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии; личностно - ориентированная и игровая технология. Выявили особенности их реализации в менеджменте ДОО. Значение инновационных технологий в воспитании детей велико. Но при всем этом должны выполняться ряд условий: в приоритете инновационная деятельность дошкольной образовательной организации; созданы условия для развития инновационных технологий; повышаются навыки педагогов.
Системно-деятельностный подход носит практико-ориентированный характер. Ядром задачи становится проблемный вопрос. Например: как вы думаете, почему идет листопад? Давайте попробуем узнать, снег — это тоже вода, что нам для этого надо сделать? Педагог поддерживает инициативу и индивидуальность детей, делает обучение мотивированным, учит ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения. В статье О. С. Тоистева отмечено, «…данный подход позволяет сформулировать у обучающихся восприятие осваиваемой деятельности как средства достижения жизненного успеха…» [3].
А значит помогает детям самостоятельно открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять в будущем на практике и формирует умение рефлексировать.