Елена Клевцова
Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Традиция и инновация. На первый взгляд – это два диаметрально противоположных понятия, но, могут ли они успешно взаимодействовать и дополнять друг друга в нашем современном и быстро развивающемся мире?
Система социального воспитания и образования развивается вместе с человеческим сообществом, его культурой и духовно-нравственным становлением народа. На её развитие влияет множество факторов, обстоятельств, условий. Всякий раз, общество, в своём историческом развитии задавало образованию требования, соответствовавшие новым вызовам времени. Принимая требования времени, система образования, сохраняя исторически наработанный опыт, ставшим национальной образовательной традицией, обеспечивало условия для движения общества вперёд.
Публикация «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО» размещена в разделах
Слайд 2. Путь становления педагогической науки показывает, что основное противоречие в образовательном процессе проявляется в отношениях «старого» и нового, то есть традиционного и инновационного.
Изначально стоит определиться, что же, все таки, такое традиция и очень сейчас модное слово инновация? Давайте с вами остановимся на понятии «традиция».
Слайд 3. Традиция – это некая совокупность обрядов, привычек, устоев, навыков практической деятельности в той или иной сфере жизни людей, передаваемых из поколения в поколение, также выступающая неким регулятором общественных отношений. Традиции проявляются практически во всех сферах жизни людей – образование, наука, культура и т. п. Они начинали складываться еще на заре времен - тысячи лет назад и некоторые из них можно встретить и сейчас. (Купание в проруби на Крещение, окрашивание яиц на праздник Пасхи, изготовление куличей, украшение ели и т. п.)
Слайд 4. Теперь можно попробовать познакомиться с таким определением как «Инновация», которое в последние пару десятилетий набрало очень большую популярность по всему миру. Итак, как вы думаете, что такое инновация?
Инновация (или как еще можно назвать нововведение) – под этим определением можно понимать некое внедренное новшество, нововведение в различные сферы жизни общества, повышающее эффективность действующей системы или обновление и модернизация уже ныне существующих технологических и социальных систем. Одновременно с этим она является итоговым результатом интеллектуальной деятельности человека, его, фантазии, креативности, открытий и мыслительной деятельности. Однако, стоит отметить, что инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает производительность, эффективность и скорость действующих процессов.
Слайд 5. Что же общего между этими двумя определениями? Где именно они тесно взаимодействуют и дополняют друг друга, почему некоторые инновации не могут обойтись без традиций?
Давайте с вами немного поразмышляем, возможны ли качественные изменения несуществующих процессов или каких-либо материальных ценностей? (Можно ли вшить молнию в куртку вместо пуговиц, если куртки не существует) Нет, идти в новое и инновационное будущее, пребывая в рамках «пустого» интеллектуального настоящего и прошлого, просто невозможно. Нельзя без традиций в целом сформировать какое-либо инновационное мышление и понимание. Традиции – это залог, фундамент, та платформа, на которой и формируется инновационное будущее.
Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации очень тесно связаны между собой.
Инновации входят в нашу жизнь, а педагоги всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Особенно педагоги дошкольной сферы – сам ребенок провоцирует, стимулирует активность и творчество.
Слайд 6. Какие причины нововведений вы можете назвать:
- поиск новых форм работы;
- необходимость обновления качества дошкольного образования;
- изменение запросов родителей;
- конкуренция детских садов.
Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когдато было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когдато были инновационными, теперь стали традиционными.
Слайд 7. И чтобы убедить вас правдивости этого утверждения я предлагаю вам перенестись в далекий 17 век, когда великий педагог Ян Амос Коменский выдвинул много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного года и т. д.).
Тогда, в далеком 17 веке, все эти идеи были действительно инновациями в области воспитания и образования. Прошло четыре века, и что мы видим сегодня? Классно-урочная система - это традиционная организация образовательного процесса. Всеобщее образование - традиция и норма в современном обществе, и высшие законодательные акты давно закрепили этот принцип. И эту цепочку можно продолжать и продолжать.
Мы видим: то, что когда-то было инновацией в образовании, пройдя длительный процесс, превратилось в традицию.
Современный детский сад базируется на традиционных принципах образования, но требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку детский сад один из главных институтов социализации личности в процессе жизни. Поэтому необходимо своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т. е. быть адекватным современной действительности.
Важно отметить, что сама по себе инновация не обязательно должна носить глобальный характер. Как педагогическую инновацию, например, можно рассмотреть совершенствование отдельных элементов образовательной системы, таких как:
Слайд 8.
1. В управлении – делегирование полномочий, разработка концепции и программ работы ДОУ, изменение алгоритма внутреннего контроля, маркетинговые исследования, сетевое взаимодействие;
2. В содержании – новые образовательные программы, специальные программы дошкольных организаций, индивидуальные программы педагогов, дополнительные услуги, предоставляемые детскими садами;
3. В технологиях – проблемные, развивающие, здоровьесберегающие и здоровьеформирующие;
4. В работе с кадрами – непрерывная переподготовка, индивидуальные программы профессионального роста, мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, конкурсы, интерактивные методы, тьютерство;
5. В работе с детьми – различные формы детской деятельности, индивидуальная подготовка детей, индивидуальные маршруты развития ребенка, группы выходного дня;
6. В работе с родителями – интерактивные методы, пресс-служба, клубы;
7. В предметно-развивающей среде – обогащение среды, построение среды по принципам интеграции, гендерного подхода.
Слайд 9. К инновациям в отдельных учебных заведениях можно отнести не только создание принципиально новых методов и форм работы, но и внедрение, и распространение педагогических систем, разработанных педагогической культурой, к примеру:
- педагогика М. Монтессори;
- технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича;
- Лего-образование;
- проектные технологии;
- обучение детей чтению по кубикам Н. Зайцева.
В нашем детском саду активно проводится работа по поиску нестандартных, инновационных методов реализации образовательных программ и соблюдаются определенные традиции, способные решить многие образовательные задачи.
Слайд 10. Например, 3 года назад, в процесс художественно-эстетического развития малышей мы решили ввести нововведение, для решения задач по этому направлению в свою работу стали включать элементы театрализации.
Это новшество нашло эмоциональный отклик среди родителей, которые с большой симпатией отнеслись к этой форме работы, и стало традицией. Свои навыки дети демонстрируют на родительских собраниях, заседаниях родительских кружков и других мероприятиях. Также сценарии для традиционных тематических утренников в этой группе разрабатываются на основе театрализованных постановок.
Это не единственный пример, когда инновационная идея становится традицией в нашем учреждении.
Слайд 11. Ежегодно проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре. К таким мероприятиям можно отнести ежегодное шествие воспитанников «Бессмертный полк», оформление стенгазеты «Стена памяти», «Велопробег, посвящённый празднованию Дня Победы». Формирование этих ценностей происходит в результате реализации нестандартной, «новой» идеи, которая в последствии становится основой целенаправленной, систематической работы с детьми 3 – 7 лет.
Слайд 12. Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ в возрасте 2 – 7 лет.
В течение 4 лет ДОУ практикует следующие формы здоровьесбережения: дыхательная гимнастика, психогимнастика, гимнастика для глаз, массажные дорожки, минутки релаксакции и т. д. В рамках использования данных технологий, зародились следующие формы инновационной работы в ДОУ, ставшие традицией, это «День здорового питания», «Малые Олимпийские игры», и другие формы работы с педагогами, воспитанниками и их родителями.
«День здорового питания» обеспечивает теоретической, психологической и практической поддержкой воспитателей, воспитанников и родителей, создают условия для повышения компетенции в вопросах пропаганды и внедрения принципов здорового образа жизни, его составляющих, роста кулинарного мастерства и развития творческого потенциала каждого участника мероприятия.
«Малые Олимпийские игры» позволяют развивать у детей соревновательный дух, спортивное упорство, командную сплочённость.
Слайд 13-14. Инновационной была идея организации коворкинг-зон за пределами групповых ячеек, к которым можно отнести «Путь к Олимпу», на которой мы отмечаем успехи детей и педагогов в муниципальных и региональных конкурсах.
Слайд 15. Эффективность воспитания ребёнка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют социальные институты «семья» и «детский сад». Современные тенденции в дошкольном образовании объединены одним социально значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от компетентности педагога и педагогической культуры родителей. С целью повышения эффективности работы в данном направлении, мы в свою работу включаем инновационные методы взаимодействия с родительской общественностью, которые становятся традиционными в нашем саду : «День открытых дверей», акция «Посади цветок с мамой», мастер-класс «Театр своими руками».
Слайд 16. В заключении давайте проанализируем информацию и ответим на выше поставленный вопрос: какова взаимосвязь между традициями и инновациями?
По моему мнению, для успешного осуществления деятельности в любом современном учреждении, молодом или с многолетним опытом в сфере оказания любых услуг и образовательных услуг в частности – необходимо понимать, что успешное комбинирование накопленного опыта, традиций и современных технологий позволяет наиболее успешно добиваться поставленных целей.
Слайд 17. В завершении хочу сказать: не бойтесь использовать в своей работе все новое, которое сейчас для вас кажется сложным и непонятным, и когда-то станет традицией в вашем дошкольном учреждении, но стоит помнить о том, что внедрение новшевств не должно нарушать баланс между «традициями» и «инновациями».