Татьяна Банькова
Эффективные упражнения по формированию и развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
В данных упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного, напевного звука, точного интонирования, четкой дикции, свободной артикуляции.
Упр-я для расслабления мышц шеи перед пением
1. Наклоны головой вперед, назад, и в стороны. (упражнение проводится с плавными движениями рук.)
2. Упражнения с пропеванием гласных “У”, и “О”, например поступенное движение вверх «фа-соль-ля» на слог му-му-му, ло-ло-ло.
3. Упражнение «Зевок»
Публикация «Эффективные упражнения по формированию и развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Упражнение заключается в активной имитации зевка: рот широко открыт, нижняя челюсть откинута вниз, гортань приподнята.
Упр-я на продолжительность выдоха
1. Упражнение «Шарик сдувается»
Сделать вдох и задержать дыхание. Вдох нужно делать носом. Рот закрыт. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот как бы «выпячивается» чуть вперёд – мышцы напрягаются. Так же надо медленно выдохнуть оставшийся в лёгких воздух. Рука чувствует, как мышцы живота ослабевают, живот как бы «уходит» на место. Плечи во время вдоха должны быть свободно опущены.
2. «Выдох на согласном звуке»
Упражнение основано на том же принципе, что и «шарик сдувается», только при выдохе «тянется» звук «ш», «с», «ф», «х», в конце упр-я необходим толчок-сброс дыхания.
Упр-я для работы над дикцией и артикуляцией
Проговаривание скороговорок – быстро и по нескольку раз. Обратить внимание на губы, чтоб они энергично шевелились, как бы обрисовывая каждый звук.
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У бычка бела губа была тупа.
2. На дворе трава
На траве дрова.
3. Шит колпак, да не по- колпаковски
Слит колокол, да не по-колоколовски.
4. Пение гласных с губными согласными «би-ба-бо» (активизирует работу губ)
5. Пение гласных с согласной «в» -«Вова», «Вера» (полезно для губ и языка)
Упр-я на развитие напевного звуковедения
1. Пропевание колыбельных, неторопливых народных песен:
«У кота –воркота», «Уж как я ль мою коровушку люблю»
Упр-я, способствующие мягкой атаке звука.
1. Пропевание слогов, начинающихся с санорной согласной: «мо-мо-мо», «лю-лю-лю», «ну-ну-ну»
2.«Милая мама»
упражнение исполняется по секвенции спускаясь вниз от 5ст. к 1-ой (тонике) :
«ля –си-ля-соль-соль»
«ми-ла –я – мА--ма
Упр-я,улучшающие чистоту интонации
1. Раскрытие звуков верхнего регистра за c чет звукоподражания : спеть как кукушка, воробей - имитируя высокие звуки:
«Ку-ку» (интонация малой терции вниз, например, до второй — ля первой октавы).
«Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно, например, си первой — до второй — си первой октавы).
2. Исполнение прибауток,- вначале на средней части диапазона, затем на большем объеме звуков.
1. Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
2. Туру, туру, пастушок,
Калиновый посошок,
Где был, где гулял,
Где овечку потерял?
3. Трах, трах, тара-рах!
Едет баба на волах.
4. Туру-туру-туру-ру!
Во сыром тёмном бору
Сидит филин на дубу
Да играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу:
Бу-бу-бу-бу!
3. Пение упражнений без сопровождения
Упр-я на постепенный, экономный выдох:
1.«Свеча»
Держать перед собой ладонь вертикально и дуть на нее осторожно, неторопливо стараясь «не задуть свечи», в конце сброс дыхания «активно задуть свечу»
Упр-я, направленные на плавный, равномерный выдох
1.«Упр. с листком бумаги»
Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги для офисной техники за верхнюю часть, держать его на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ.
Сделать вдох и медленно дуть на бумагу.
Если выдох плавный, равномерный, лист бумаги слегка отклониться, а если выдох прерывистый, то он будет то подниматься, то опускаться.
Упр-я на развитие брюшного дыхания
1. «Собачке жарко».
Дети производят частый и активный вдох-выдох, активизируя движения живота
Упр-я, направленные на исправлении открытого или «пестрого» звучания
1. Пропевание мелодии песни на слог «лю», «ду»,
«ды».
Ду-ду-ду-ду-дудочка
Ду-ду-ду-ду-ду,
Заиграла дудочка в зеленом саду.
Упр-я направленные на округление звука
Гласная -«ы»- округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба.
1. А лады, лады, лады,
Поехали на зады.
Продали морковку,
Купили коровку.
Упр-я, способствующие снижению форсировки
Пропевание попевок в которых доминируют гласные «о», «у» - они ослабляют работу гортани, способствуя более краевому смыканию голосовых складок.
Скок скок поскок
Молодой дроздок
По водичку пошел
Молодичку нашел.
Упражнения, которые осветляют звук и приближают вокальную позицию
Исполнение попевок, содержащих гласные «и», «е», «а».
1. Ох, качи, качи, качи,
Приехали торгачи.
Продавали калачи.
2. И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Упражнения, направленные на снятие зажатости мышц гортани.
Целесообразно использование сочетания слогов «по», «ку», «та»
1. «Кукушка»
Распевание звуков «ку -ку- ку» вверх - вниз по мажорному трезвучию, прием звуковедения non legato.
2. «Страшная сказка»
«Аа-оо-уу-ыы-ии-ее»
Упр-е произносится широко открыв рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, звуки произносятся нараспев.