Наталия Бацаева
Система взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Особое значение приобретает взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.
Публикация «Система взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От характера установления связей «родитель-ребенок с ОВЗ». Будет зависеть первичная социализация личности ребенка. Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. В настоящее время особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс и оптимизации детско-родительских отношений. Результаты исследования семей в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьей.
Совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Мы поставили перед собой цель – разработать эффективную модель психологического сопровождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок-родитель-педагог».
В своей практической работе мы выделили направления по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
1. обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
2. развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
3. коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
4. обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
5. расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
6. формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Мы используем активные формы и методы работы с родителями:
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации;
• занятия с участием родителей;
• совместная подготовка и проведение развлечений;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• беседы с детьми и родителями;
• семинар-практикум;
• выставка литературы по вопросам семейного воспитания;
• игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
• психолого-педагогический практикум;
• совместные тренинги педагогов и родителей;
• музыкально-литературные гостиные;
• проведение детско-родительских групп.
Мы считаем, что для формирования психологического здоровья очень важно влияние ближайшего окружения, поэтому в нашей комплексной системе взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ представлена авторская программа работы с родителями и детьми во взаимодействии воспитателей и специалистов ДОУ, которая включает как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это программа оптимизации детско-родительских отношений «Тропинка к счастливой семье». Такая форма работы, как проведение детско-родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.
К завершению работы по программе мы получили следующие результаты. У детей и родителей, с которыми проводилась целенаправленная работа, развивалось позитивное взаимодействие, снизилось число детско-родительских конфликтов, возникло желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, учатся менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. У родителей повысилась активность: участие в семейных клубах, родительских комитетах, организациях выставок, в различных творческих конкурсах совместно с детьми.
Мы считаем, что сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок-родитель-педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь, является не просто модной тенденцией сегодня, а национальным приоритетом, заботой о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.