Нина Тенькаева
Система работы воспитателя по формированию представлений о времени в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детям в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Система работы воспитателя по формированию представлений о времени в старшей группе» размещена в разделах
Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть».
Необходимо «показать» ребенку время, его единицы измерения (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год, его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость, научить свободно, оперировать этими понятиями. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни».
Осознавая важность проблемы, считаем, что ознакомление детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени.
В качестве примера приведем перспективный план занятий по ознакомлению дошкольников со свойствами времени.
Циклы занятий. Темы занятий.
I. Вводный цикл
II. Текучесть и необратимость времени
III. Последовательность временных отрезков
IV. Относительность времени
V. Непрерывность времени
• Как мы чувствуем время.
• Когда это бывает.
• Часы - прибор фиксирующий время.
• Знакомство с интервалами времени.
• Времена года.
• Календарная матрешка.
• Год.
• Что же такое календарь?
• Век. Зеркало времени.
• Путешествие на Машине времени.
• Знакомство с волшебниками Быстрых и Медленных минут.
• Тысячелетие. Шкала Времени.
• Историческая лента времени.
Данная система адаптирована в нашем ДОУ с 2011 года. В ее основу положен опыт работы дошкольного учреждения №178 «Облачко» г. Ульяновска. В результате данной работы мы увидели, что детям доступно установление последовательности событий во времени, если регулярно проводить занятия, не упускать каждого момента и связывать действия человека с временными интервалами. Дошкольники живо интересуются календарём, когда используются красочные иллюстрации с изображением месяцев в разных костюмах. Использование различного красочного, нестандартного дидактического материала помогает детям научиться определять и запоминать названия дней недели и месяцев. Наиболее доступным для установления временных отношений являются знакомый детям материал, о котором у них есть определённый запас знаний.
Полученные за год положительные результаты убеждают нас в том, что данная система работы позволяет сформировать у детей не только познавательную активность, но и творческое начало. Дошкольники начинают использовать полученные знания при создании творческих рисунков и сказочных текстов.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л. А. Мухина B.C. "Психология".
2. Владимирова Т. В. "Формирование у старших дошкольников представлении о некоторых свойствах времени".
3. Люблинская А. А. "Детская психология".
4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. Столяра А. А.