Каримова Гульназ Ринатовна
Доклад на региональном семинаре для работников дошкольных учреждений «Формирование временных представлений у дошкольников»
▼ Скачать
«Время ни на миг не остановишь…», – поется в известной песне. Всем известна пословица: «Делу - время, а потехе – час»
В век стремительного развития науки и современных технологий особенно актуально уметь ориентироваться и ценить время.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых человеку в повседневной жизни. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Публикация «Доклад на региональном семинаре для работников дошкольных учреждений „Формирование временных представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуться и «показать».
Время не имеет определенной формы, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно через движение или какую-нибудь деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких- либо постоянных явлений.
Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категории времени (сейчас, с начала, потом). По мере накопления опыта ориентировки во времени, дошкольник устанавливает более существенные признаки, как показатель времени начинают использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь это когда темно, все спят».
Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимость знаний о времени - о его текучести, необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми знания остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности. В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени как, утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавание и умения называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности суток, и о сутках в целом, знакомить со значением слов вчера, сегодня, завтра.
В старшей и подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их с помощью календаря с неделей, месяцами, годами. Параллельно надо развивать и само чувство времени. Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Учить детей самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действиях, а также самостоятельно восстанавливать ее или устанавливать заново.
Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах детского сада
Ознакомление с частями суток
Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток (утро, день, вечер, ночь). Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются, в режиме дня ребенка есть постоянные: это приход в детский сад, зарядка, обед, и т. д., есть и вариативные: игра, умывание и т. д. Они так же могут быть использованы в качестве показателей частей суток. Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, полезно чтение отрывков из рассказов, стихов, можно использовать словесные игры для активизации словаря. В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток и расширить их представления об этих отрезках времени. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером. После того как дети научатся определять части суток по разной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время. В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры. Слово сутки должно выступать как обобщение. В процессе работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
Ознакомление с календарем
У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Нет сомнения о том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. С помощью календаря определяется время наступления праздников. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе. Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, недели и месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалом модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознано овладели эталоном времени. Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря. Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течении полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый). Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Для развития у детей чувство времени необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять в заранее установленное время :
1. Значение временных эталонов.
2. Переживание времени - чувствование длительности временных интервалов.
3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов.
Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов желательно осуществлять на занятии. В качестве раздаточного материала используется макеты часов. В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени, в пределах 5 -30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и более успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно при подготовке к школе.
Формирование понимания отношений временной последовательности
В сущности объективного времени различного события, явления, действия следуют одно за другим, поэтому можно вычленить их временную последовательность и руководствоваться ею при планировании, и организации своей деятельности. Нужны специально разработанные и в веденные в процессе обучения приемы, направленное на вычленение, восстановление и установление временной последовательности, которые вооружают детей необходимыми способами действий. Материал, на котором детей учат устанавливать временную последовательность, должен быть хорошо знаком им, выделяемые в нем звенья - значительными и несущими определенную информацию. Надо выбирать такие значения или виды деятельности, которые повторяются так, что с одним и тем же наглядным материалом можно провести работу на всех этапах обучения. Временную последовательность ряда звеньев ребенок может установить тогда, когда он будет практически действовать с предложенными звеньями.
Обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:
1) Материал объясняется в той последовательности, которая необходима.
2) Вычленяется временная последовательность содержания материала.
3) Первоначально сам воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели с помощью символов или самих предметов.
4) Дети сами устанавливают временную последовательность на модели:
• Воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают.
• Дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о нем.
• Воспитатель раскладывает на модели звеньев, нарушая последовательность некоторых из них, а дети восстанавливают эту последовательность.
5) Дети выполняют задания без модели в предложенной последовательности.
Опыт проведения занятий по обучению детей устанавливать последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее.