Татьяна Гунина
Система работы по развитию навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данного этапа эксперимента является проведение системы работы по развитию навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованной деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
во-первых, необходимо апробировать систему по формированию навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованной деятельности;
Публикация «Система работы по развитию навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
во-вторых, наблюдение за детьми в ходе работы, с помощью которых можно выявить особенности каждого ребенка в ходе театрализованных игр.
В связи с этим, данная работа характеризуется определенной последовательностью и состоит из трех взаимосвязанных этапов. Рассмотрим более подробно систему работы по развитию навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованной деятельности.
На первом, подготовительном этапе идет работа по выбору произведения, вида театрализованных игр. Также было подобрано произведение – русская народная сказка "Теремок" и настольный театр игрушек по данной сказке, так как это соответствует возрасту и содержание доступно детям 4-го года жизни. Кроме этого, на данном этапе подбирались игрушки по сказке, которые должны соответствовать определенным требованиям САНПина и ГОСТа.
На втором, основном этапе воспитатель знакомит детей со сказкой, используя настольный театр игрушек. Прочитанная сказка становится понятной, одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игровые упражнения.
После прослушивания и просмотра сказки мы привлекаем детей к обыгрыванию отдельных фрагментов сказки, используя выразительные элементы (мимика, жесты и другие).
Отметим, что на этом этапе использовались небольшие упражнения с детьми, такие как "Кто, кто в теремочке живет", "Громко – тихо", "Из какой я сказки".
Кроме этого, использовались упражнения, которые развивают интонационную выразительность, пантомимические средства выразительности: например, "Кто прошел по тропинке?", "Музыкальные загадки". Можно спросить детей : "Кто прошел по тропинке?". Затем предложить выбрать персонаж, не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети отгадывают.
Передать характер персонажа помогает музыка. Музыкальные загадки: "Покажи, как прыгает зайка" (В. Агафонников "Маленький, беленький"; "Покажи, как двигается кошка" (В. Агафонников "Вся мохнатенькая"); "Покажи, как ходит петушок" (В. Агафонников "Не ездок, а со шпорами).
Дети выполняли задание, подражая, имитируя движениям персонажей сказки. Вместе с этим, на этом же этапе было предложено детям придумать новый конец сказки "Теремок" м разыграть его по ролям.
Знания, полученные детьми на данном этапе, дети реализовали в самостоятельной игровой деятельности, что происходит на третьем этапе. В ходе самостоятельной игры педагогом используются косвенные методы руководства – напоминание, советы, оценка только положительная.
Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Родители были привлечены к изготовлению декораций, атрибутов к сказке, в подборе стихотворений о животных – героях сказки.
В ходе данной работы была спроектирована предметно-развивающая среда. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, учитывались такие моменты:
1) индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
2) особенности его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальные интересы и склонности;
4) соответствие видов театрализованной деятельности возрастным особенностям детей.
Согласно гипотезе, которая положена в основу исследования, навыки речевого общения развиваются в театрализованной деятельности при наличии и развитии представлений и интереса детей к различным видам театра. В связи с этим, интерес детей был развит с помощью волшебного сундучка, в котором лежат игрушки для настольного театра.
Знакомство детей с видами театра, такими как пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр игрушек и картинок, осуществлялось частично на тематических занятиях и в совместной деятельности педагога и детей.
Кроме этого, в ходе совместных игр педагог создает эмоционально-положительное отношение детей к играм в театр ( приемы: игровая мотивация, мимика, образец – воспитателя).
Вместе с этим, овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности также проходило в совместной деятельности.
В этом возрасте мы учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действий в сказке, сочувствовать героям. Обращали внимание на образный язык сказок, стихотворений, привлекая к повторению запомнившихся ими отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после чтения сказки "Теремок" учились так же как герои проситься в теремок, используя интонационную выразительность и невербальные средства общения.
Усваивая содержание сказки, дети учились передавать слова разных героев, повторяя интонацию воспитателя, что в дальнейшем служило основой для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
В результате речь и речевое общение детей обогащались запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, устоявшихся и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создал, в них основы национальной культуры.
В ходе работы по наблюдениям за детьми отметим, как дети проявили себя в ходе совместной игры с взрослым.
Вначале было предложено посмотреть и прослушать внимательно сказку. После этого выполнить упражнения, такие как "Кто в теремочке живет?". В сказке "Теремок" надо попроситься в теремок, как мышка, лягушка, волк, заяц.
Например, Юля Я. сразу выбрала игрушку лисичку и подвела ее к "теремку". Используя мимику, слова, попросилась в теремок, как лисичка. Можно отметить, что Юля Я. даже в самостоятельной деятельности очень любит уединяться с игрушками, рассказывать сказку. Затем каждый ребенок из экспериментальной группы выбрал по одной игрушке. Далее каждому ребенку предлагалось попроситься в теремок, как то животное, которое они выбрали. Можно отметить, что Милана Ч., Юля Я., Максим Т. с большим желанием имитировали голос и мимику героев сказки. Тем не менее, Артем А., Анжела Т., Наташа К., Саша И., - только наблюдали за игрой детей, стараясь запомнить слова. Кроме этого, Алеша С., Настя П., Маша К. – сразу откликнулись на предложение взрослого, выбрав игрушку из сказки "Теремок". Затем каждый из них только с помощью воспитателя имитировал голос персонажа сказки.
В связи с этим, упражнение было осложнено тем, что затем нужно по очереди попроситься в домик как мышка и как волк. Нужно обратить внимание на звук, тон, голоса животных.
Можно отметить, что Артем А., Анжела П. Немного отвлекались от игры, забывая слова, прося помощи у воспитателя. В отличие от этого Юля Я., Милана Ч., Настя П., Маша К., Алеша С. более эмоционально, в соответствии с персонажем сказки (мышки и волка) смогли передать образ героя сказки звукоподражанием.
Также Саша Ч., Наташа К., Максим Т. упражнялись в умении чередовать голоса персонажей громко и тихо. После некоторых упражнений у них получилось правильно отразить образ персонажа звукоподражанием.
В следующий раз детям было предложено разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Например, одному ребенку нужно было попросить пустить зверька в теремок, а второму – ответить за того, кто поселился в теремочке. Это упражнение помогает детям слышать друг друга, отвечать на вопрос, дослушав его до конца. Можно отметить, что Артем А., Анжела П., Юля Я., Милана Ч., Настя П., Маша К., Алеша С., Саша Ч., Наташа К., Максим Т. справились с упражнением, эмоционально произнося диалог персонажей.
Детям было очень интересно слушать друг друга, входя в образ героев сказки, играть со сверстниками, превращаясь в артистов.
Кроме этого, детям предложено было упражнение на развитие пантомимических средств выразительности, такое как "Кто прошел по тропинке?". Это упражнение у детей вызвало большое оживление, разнообразие в деятельности. Можно отметить, что у Юли Я., Миланы Ч., Алеша С., Артема А. Очень разнообразны выразительные движения. Они старались показать животное мимикой, жестами так, чтобы было похоже на животное. Каждый ребенок изображал животное по-своему: кто-то видел волка злым, а кто-то слабым. Например, Юля Я. показала движениями лису умной и пластичной, выделяя хвост и лапки. Милана Ч., наоборот, показал лису злой и хитрой, сузив глаза и сморщив лоб.
Можно отметить, что Максим Т., Алеша С. показали медведя нежным, добрым, покачиваясь из стороны в сторону.
Далее детям предлагалось, прослушав музыку, сказать какое это животное и что оно умеет делать. Была использована музыка В. Агафонникова к известным детским песням ("Заинька", "Петушок", "Киска"). Прослушав мелодии, Юля Я, Милана Ч., Алеша С., Максим Т., Маша К. сразу догадались, какое это животное. Кроме этого, Настя П., Анжела П., Артем А. Придумали другое животное, прослушав музыку. Также на музыкальных занятиях после прослушивания мелодий, дети изображали животных. Можно отметить, что все дети были очень активны в ходе игр-упражнений, внимательно выслушивали предложения педагога.
Как уже было отмечено, на третьем этапе свои полученные знания дети старались переносить в самостоятельную деятельность.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционального развития детей становится возможным при выполнении следующих условий:
во-первых, насыщение деятельности эмоциональным и интересным содержанием;
во-вторых, постепенность и последовательность ознакомления с вербальными и невербальными средствами выразительности;
в-третьих, совместное участие детей и взрослых в театрализованных играх;
в-четвертых, наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
в-пятых, самое главное – наличие и организация уголка театрализованной деятельности при учете возрастных особенностей детей.