Инна Смолякова
Система работы по развитию детской одарённости в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по выявлению и развитию одарённости воспитанников старшего дошкольного возраста
Проект по развитию одарённости старших дошкольников «Путь к успеху» реализуется в СП ДС «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский г. о. Кинель на протяжении 10 лет.
Главной целью проекта является выявление и развитие одарённости воспитанников старшего дошкольного возраста.
Публикация «Система работы по развитию детской одарённости в детском саду» размещена в разделах
Данная цель остаётся актуальной на протяжении всего времени реализации проекта, так как отвечает социальному заказу современного государства.
Работа по проекту базируется на основных документах:
• Федеральный закон об образовании в Российской Федерации;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
• Второе, расширенное и переработанное издание «Концепции одаренности» (по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети», Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор, Шадриков В. Д. (научный редактор, Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В. и др.
Новизна и актуальность проекта обусловлена тем, что на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников представлена система выявления и развития одарённости.
На этапе разработки проекта перед нами стояла дилемма – какую же точку зрения взять за основу – «Все дети одарённые» или «Одарённость-уникальное явление»?
В «Концепции одарённости» говориться, что потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Для развития различных видов одарённости образовательной среды детского сада не достаточно, необходимо построение открытого образовательного пространства.
В открытое образовательное пространство входят элементы, описанные на слайдах презентации.
Выявление одарённости в детском саду имеет свою специфику. Использование одномоментно только диагностических методик не даёт реальной картины. Результаты тестов интеллектуальных способностей и креативности говорят о сформированности умственных операций только на данный момент и не учитывают потенциала ребёнка. Мы применяем тестирование для определения динамики развития воспитанников на начало и конец обучения по программе «Путь к успеху». Далее организовывается систематическое наблюдение за воспитанниками в ходе реализации программы. По результатам тестирования и наблюдения составляется банк данных воспитанников, проявляющих способности в той или иной области. Окончательного решения о наличии или отсутствия одарённости не принимается. Каждый ребёнок рассматривается только с позиции наличия потенциальных предпосылок к достижениям в разных видах деятельности.
Занятия по программе «Путь к успеху» проводятся один раз в неделю. Программа содержит пять блоков, каждый из которых имеет цель создания условий для обнаружения и развития спортивной, интеллектуальной, творческой, технической, лидерской предпосылок одарённости.
В рамках блока «Спортивная одарённость под руководством куратора ребята развивают моторные навыки, знакомятся со спецификой разных видов спорта. На мероприятия приглашаются тренеры секций нашего посёлка, где они рассказывают о особенностях тренировок, о качествах, которые необходимы спортсмену. В свою очередь, родители и дети имеют возможность выбрать спортивную секцию.
В рамках блока «Интеллектуальная одарённость» на занятиях ребята обучаются поисковым процедурам, учатся ставить цели, выдвигать гипотезы, использовать методы исследования, проводить анализ собранного исследовательского материала, делать выводы.
Для проведения самих исследовательских проектов создаются триады «Обучающиеся – педагог ДО – куратор». Кураторы – это члены Совета молодых учёных Самарского аграрного университета, учёные НИИ селекции и семеноводства, обучающиеся научных обществ школы, родители. По итогам проектно-исследовательской деятельности обучающиеся выступают с докладами на ежегодном окружном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов, проводимом на базе нашего детского сада.
В рамках блока «Техническая одарённость» старшие дошкольники знакомятся с механикой, особенностями механизмов, основами программирования. В данной работе используется обучающие наборы конструктора LEGO. Большое значение в данной работе играет возможность знакомится с реальными механизмами и машинами в ходе экскурсий на инженерный факультет.
В рамках блока «Творческая одарённость» дошкольники учатся способам фантазирования, создают свои собственные творческие продукты. Кроме того, под руководством музыкального руководителя ребята пробуют развивать предпосылки исполнительской одарённости.
В рамках блока «Лидерская одарённость» обучающиеся развивают эмоциональный и социальный интеллект в ходе специально организованной игровой деятельности. Проявить свои лидерские качества ребята могут в ходе социальных проектов. Кураторами социальных проектов являются представители администрации посёлка, волонтёры или жители округа с активной жизненной позицией.
Отдельный большой блок работы с кураторами исследовательских работ и социальных проектов направлен на обучение их специфике работы со старшими дошкольниками. Данная работа проводится фактически индивидуально с каждым куратором.
В ходе работы со старшими дошкольниками ведётся индивидуальная работа с каждым ребёнком, имеющим психологические препятствия к проявлению одарённости – работа со страхами, нарушениями мотивационной сферы, саморегуляцией и т. д.
Зачастую проявлению и развитию одарённости препятствуют такие факторы, как трудная семейная ситуация, немотивированность родителей к созданию условий для развития потенциала ребёнка. Поэтому, ещё одним большим блоком работы педагога-психолога является работа с родителями, в котором ведётся работа по обучению родителей видеть предпосылки одарённости, создавать условия для развития. Чем больше степень участия родителей в данной работе – тем выше результаты развития одарённости у ребёнка.
Результативность созданной системы работы по выявлению и развитию одарённости можно считать успешной.
В основе мониторинга результативности технологии работы лежит соотнесение прогнозируемых и реально достигнутых результатов, а также анализ соответствия прогнозируемых рисков и допущений факту и по формальному показателю «реализация маршрутов» - более 60% участников реализуют индивидуальные маршруты, имеют грамоты и награды за участие и победы в мероприятиях различного уровня.
Кроме того, полученные исследовательские умения, мотивация к занятию исследовательской деятельности, успешность на выбранном образовательном маршруте, мотивация родителей к развитию предпосылок одарённости хорошо заметны на школьном этапе образования. Статистика участия обучающихся ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский в последующих конкурсах, конференциях, спортивных соревнованиях показывает, что 75% из них - это выпускники нашего детского сада.
Литература:
Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расширенное и переработанное — М., 2003. — с. 94