Рыбачкова Оксана Владимировна
Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.
При ознакомлении детей с родной страной, с обычаями и культурой своего народа, с российской символикой, гербами разных городов России создаются благоприятные условия, при которых у них развивается кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В процессе данной воспитательной работы воспитывается уважение к символике, к своей стране и ее народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей и природе.
Наше дошкольное учреждение - МДОУ «ЦРР - д/с № 156» является учреждением компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями и задержкой в развитии. Речевые нарушения влекут за собой сенсорные и психомоторные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, резко ограничивают социальный опыт. Известно, что в последние годы увеличилось число детей со сложными речевыми расстройствами. Мы столкнулись с не менее важной проблемой, которую выявил анализ социальных условий развития ребенка в семье. Результаты неутешительны:
- 33% родителей, которые впервые привели своего ребенка в детский сад, испытывают затруднения в общении с ним:
- 21 % не имеют четкого понятия о речевой патологии ребенка, не придают серьезного значения речевым нарушениям;
- 20% жалуются на «очень большие, (по их мнению) проблемы в организации досуга ребенка в домашних условиях;
- у 26% нет никаких увлечений, и они никогда не задумывались об этом.
Поэтому поле деятельности для участников коррекционно-педагогического процесса огромно. С чего начать? На что обратить внимание? На кого опереться? Какие средства использовать? Вопросов множество. Для их решения педагогический коллектив определил круг задач:
- объединить усилия семьи и детского сада по воспитанию, обучению, коррекции развития ребенка;
- расширить возможности совместных действий МДОУ и семьи;
- сформировать родительско-педагогическое сообщество, в котором родители воспитанников становятся непосредственными участниками педагогического процесса, «вводятся» внутрь этого процесса.
Дети в массовом детском саду обычно находятся три-четыре года, а в детском саду компенсирующего вида есть временные рамки, поэтому важно продумать формы взаимодействия МДОУ и семьи, выбрав самые эффективные. На наш взгляд, действенным направлением в установлении партнерских доверительных отношений между детским садом и семьей воспитанника является музейно-образовательная деятельность, в частности в области патриотического воспитания дошкольников.
У нас накоплен большой опыт музейно-образовательной работы не только в социальной адаптации ребенка-логопата, но и в установлении эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. На практике мы убедились, что «диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует перцептивные действия, представления о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.
Совместно с усилиями взрослых (воспитателей, родителей воспитанников) и детей в каждой групповой комнате созданы Mини-музеи краеведческого содержания. Тематика их разнообразна: «Уральские сказы», «Природа Урала», «Профессии Магнитки», «Литературное наследие Магнитки». «Спортивная жизнь Магнитки», «Магнитогорск сегодня», «Каменный пояс Урала», «История образования Магнитогорска», «Культурное достояние Магнитогорска», «Животные нашего края», «Быт и промыслы народов Южного Урала».
В нашем детском саду организуются выставки детских работ, семейного рисунка. Экскурсоводами зачастую выступают сами дети, нередко вместе с родителями. Они рассказывают истории создания семейного рисунка. Это результат совместных (всей семьи) прогулок по городу, в музеи города.
Воспитатели вовлекают ребенка в разные виды художественной деятельности: разыгрывание сценок («Что я видел в музее?») рассматривание предметов старины (игра «Чудо-сундучок», покупка понравившейся картины (игра «Аукцион», картины-рисунки детей о природе Урала. платой за картины могут быть загадки, песни, интересный рассказ).
Казалось, проблема роли музейно-образовательной деятельности в социализации ребенка-логопата, вовлечения родителей в сферу музейного влияния достаточно проработана.
Но вместе с тем, работа по краеведению является отдельным звеном в целостной системе по патриотическому воспитанию детей. Поэтому на общем педагогическом совете учреждения было решено продолжать краеведческое образование детей, осуществляя его во взаимосвязи с другими блоками общей системы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Творческой группой совместно с руководителями ДОУ были спланированы те мероприятия, которые позволили бы наиболее эффективно проводить организационную работу по данному направлению. Это нашло свое отражение в Годовом плане ДОУ, в перспективном и календарном планировании воспитательно-образовательной работы по группам и другой документации. Основная цель при планировании заключалась во включении всех педагогов в данную работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
С педагогами детского сада проводились консультации, семинары, тематика которых определялась на основе диагностики затруднений педагогов в работе по патриотическому воспитанию дошкольников, опыта их работы, учета интересов. Были организованы посещения других дошкольных учреждений, реализующих в городе программу «Наш дом - Южный Урал», посещение учреждений дополнительного образования (городского краеведческого музея, детской картинной галереи, библиотеки).
Педагоги творческой группы помогли воспитателям составить конспекты занятий по данной проблеме, подобрать иллюстрированный материал по содержанию проектов и «Уголка России», оформить данный материал с учетом целесообразности использования и эстетического восприятия.
Творческой группой была разработана модель работы по патриотическому воспитанию дошкольников, которая определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми. Каждая из групп выбрала себе один из блоков и по данному тематическому блоку собирала и формировала материал для создания проекта. Отбор материала осуществлялся в соответствии с целями развития детей их возрастными особенностями. Обогащение «Уголков России» и проектов происходило за счет иллюстрированного и фотоматериалов, добавлялись книги, изготавливались дидактические игры и пособия, использовались продукты детского творчества. Следует отметить взаимодействие всех педагогов, работающих в ДОУ в сборе материала для уголков и проектов: воспитателей, специалистов, младших воспитателей. На данном этапе важна была помощь со стороны родителей, которые откликнулись на просьбу педагогов и активно участвовали в создании проектов.
Заключительным этапом нашей работы по созданию проектов и «Уголков России» было проведение смотра-конкурса. Оценивались прежде всего оригинальность оформления, место размещения в группе и его сочетания с интерьером; целесообразность размещения материалов, качество исполнения, разнообразие, соответствие возрасту детей. Оценивалось также участие родителей в создании проектов и участие самих детей. По итогам конкурса были определены лучшие проекты и «уголки России»; педагоги групп были награждены дидактическим и игровым оборудованием.
Таким образом, работу, начатую два года назад по созданию мини-музеев краеведческого содержания, мы не только сохранили, но и расширили новым содержанием и новыми подходами в рамках патриотического воспитания дошкольников.
И здесь важно отметить об использовании метода проектов, о котором указывалось выше. Именно этот метод оказался наиболее эффективным для вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо предложенных проектов стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях. Эту инициативу мы поддержали и в перспективе на следующий учебный год запланировали создание семейных проектов «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».
Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.