Сидорова Елена Алексеевна
Система работы по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по патриотическому воспитанию
Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.
Однако дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.
Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, я поставила перед собой следующие задачи:
- систематизировать собственные знания и по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
-создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;
- формировать социальную компетентность дошкольников;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс;
Социальная компетентность педагога – один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- тематические занятия;
-создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
- экскурсии по городу, в музеи;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т. п. – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Карты Хабаровского края позволяют путешествовать по ним, находить знакомые улицы, реки, озера и. т. д. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием. На занятиях дети узнают об истории возникновения города Хабаровска, о его символике, о традициях, о знаменитых людях, природе края. Данная работа направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно-этнических норм.
Наряду с занятиями, в детском саду проводятся различные праздники: календарные, фольклорные, дни именин и др. В доступной форме доводится до детского сознания значимость таких праздников как «День города», «День защитников отечества», «День матери», «День Победы», «День России», др.
Мы стремимся на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, стране.
На этом этапе я собираю, анализирую и довожу до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут: об исторических фактах местного масштаба; об основных профессиях, присущих жителям нашего города; об окружающей природе.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
С родителями запланированы тематические встречи, акции, круглые столы. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, участвуют в играх, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Большую роль оказывают родители в оформлении уголков, в изготовлении наглядных пособий и фотогазет.
Общий план воспитательно-образовательной работы я подкрепляю региональным материалом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей.
В ценностных приоритетах на первый план дети начинают ставить любовь к родному краю, признание личного достоинства, основанного на реальных заслугах, гуманное отношение к слабому, уважение к старшим.
Был составлен перспективный план мероприятий, посвященный Дню Победы, в нем отражены:
- обучающе-познавательная деятельность (тематические занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, физической культуре);
- совместная деятельность педагога и детей (посещение мини-музея ДОУ, просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, чтение книг, сказок, прослушивание аудиозаписей о войне, беседы о войне, приглашение ветеранов Великой отечественной войны);
- свободная деятельность детей и родителей (изготовление альбомов, изготовление военной атрибутики, символики, герба и флага для занятий познавательного характера, изготовление русских костюмов, чтение художественной литературы о России, посещение массовых народных праздников и др.)
Вся эта разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас это не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители. Какие открытия делаются вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.
Литература
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [ Текст ] / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 203 с.
2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [ Текст ] Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 20.
3. Борисова, О Ф. Развитие гражданской компетентности дошкольников
[ Текст ] О. Ф. Борисова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 10 – С. 57 – 59.
3. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников // Дошкольное воспитание. – 2008.- № 4. - С. 66 – 67.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [ Текст ] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : ACADEMA, 2001. – 416 с.
5. Логинова, Л. В. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников [ Текст ] Л. В. Логинова // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. - № 1. – С. 38 – 48.
6. Оверчук, Т. И. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников [ Текст ] / Т. И. Оверчук. - М. : Волгоград, 2004. – 136 с.