Светлана Юрьева
Система работы по формированию временных представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по формированию временных представлений в старшей группе
ЗАНЯТИЕ № 1
Цели:
1. Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой.
2. Познакомить с понятием сутки.
3. Развивать умение сравнивать предметы по длине и высоте, выстраивая соответствующие сериационные ряды.
Материал: около 30 небольших предметов; набор числовых карточек; модель суток; 5 кукол разной высоты, ленты разной длины и разного цвета.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Ход занятия
Педагог. Вспомните, ребята, куда мы ходили на прошлом занятии? (В гости к Деду Морозу.) С каким новым числом вы познакомились? (С числом 8.) Давайте сосчитаем, сколько игрушек (4-5 групп предметов, в каждой от 3 до 8 игрушек). Сосчитали? Теперь закройте глаза.
Педагог расставляет числовые карточки рядом с группами, причем 2-3 карточки неправильно. Открыв глаза, дети находят ошибки и исправляют их.
Педагог. Хотите, я расскажу вам сказку о девочке, которая все путала? Утром ей говорят: «Пора вставать!» А она не вылезает из кровати. Все дети идут в детский сад, а она у телевизора сидит. А когда приходит вечер, она зарядку начинает делать. Давайте объясним этой девочке, как нужно вести себя.
Когда встает солнышко? (Утром.) Что мы делаем утром? (Ответы детей.) А после утра наступает. (День.) Что мы с вами делаем днем? (Ответы детей.) Вот солнышко устало, идет на покой, на улице темнеет. И мы говорим, что наступает. (Вечер.) Что мы делаем вечером? (Ответы детей.) А потом мы спим. Когда это бывает? (Ночью.)
Утро, день, вечер, ночь - пролетают сутки прочь. Утро, день, вечер и ночь вместе называются сутки. Из каких частей состоят сутки? Сколько частей в сутках? (Ответы детей.)
При беседе полезно использовать модель суток.
Педагог вносит пять кукол разной высоты.
Педагог. Кто к нам пришел? Что вы можете сказать про рост кукол? Давайте расположим кукол от самой высокой до самой низкой. (Дети сравнивают кукол по росту и расставляют их в соответствии с заданием, проговаривая свои действия.) Наши куклы решили нарядиться - повязать ленточки. Но они не знают, какой кукле какая ленточка подойдет. У меня есть несколько ленточек разных цветов. Они все разные по длине. Давайте их выложим от самой длинной до самой короткой. (Дети выполняют.) А теперь самую длинную ленту отдадим самой высокой кукле. А какая лента достанется кукле пониже? (Та, что покороче.) Какого цвета эта лента? (Красного.)
Далее работа ведется аналогичным образом. Дети повязывают каждой кукле предназначенную ей ленту.
ЗАНЯТИЕ №2
Цели
. Учить детей сравнивать предметы по двум видам протяженностей, обозначая результаты сравнения словами.
. Закреплять знания о частях суток: и их последовательности.
. Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения.
Материал: цифры; изображения веток с листьями; плоскостные грибы; разные небольшие предметы; полоски разной длины, ширины и цвета; игрушка; план комнаты, в которой проходит занятие.
Ход занятия
Проводится разминка из трех частей:
1) перед детьми - ветки с листьями (4-5 штук). Нужно сосчитать, сколько листьев на ветках, и положить рядом соответствующие цифры;
) педагог показывает детям 7 грибов; спрашивает, что надо сделать, чтобы грибов стало 8, 6; упражнение выполняется несколько раз с разным количеством грибов;
3) педагог показывает цифру; дети выкладывают соответствующее количество предметов; подготовленным детям можно предложить выложить предметов больше или меньше на один.
Педагог. На полянке жил зайка. Однажды, когда зайка пошел погулять, налетел ветер и сломал лесенку в зайкином домике. Теперь зайка не может попасть домой. Давайте поможем ему - построим лесенку заново. Смотрите, у нас есть бревнышки (полоски бумаги). Сколько их? (Пять.) Чем они отличаются? (Они все разных длины и ширины.) Как узнать, какое бревно самое длинное и широкое? (Ответы детей.) Где мы расположим это бревно? (В самом низу.) А теперь какое бревно надо положить? (Поуже и покороче.)
Дети сравнивают полоски и выстраивают лесенку.
Педагог. Наш зайчик очень обрадовался и побежал домой. На ступеньку какого цвета он встал сначала? А потом? Какого цвета последняя, верхняя ступенька? (Ответы детей.)
Педагог называет часть суток, а дети называют ее «соседей». Например: утро - ночь и день, вечер - день и ночь.
Педагог прячет в группе игрушку и обозначает на плане то место, где она спрятана. Дети должны по плану определить место, где спрятана игрушка, а потом найти ее. Игра проводится 3-4 раза.
Подготовительная группа
ЗАНЯТИЕ №1
Цели
. Закреплять умение детей измерять длины предметов помощью линейки; учить чертить по линейке.
. Закреплять знания о временах и месяцах года.
Материал: примеры с пропусками; карандаши; полоски бумаги; линейки; тетради; заготовки для схемы времен года; круги четырех цветов.
Ход занятия
Проводится разминка из трех частей:
1.) дети перечисляют все числа по порядку - от 1 до 20 и от 20 до 1;
2.) педагог называет числа от 2 до 19, а дети называют число на 1 больше (меньше) названного;
3.) дети заполняют пропуски в примерах:
7. 1=6 2. 2 =0
. 2 =7 0. 2 = 2
Дети решают занимательные задачи.
На дереве сидели 5 воробьев и 2 синички. Улетели 3 птицы. Был ли среди них хотя бы один воробей?
В пакете и вазе вместе было 10 груш. Из пакета все груши переложили в вазу. Сколько груш стало в вазе?
На детской площадке играли 6 девочек с косичками и 3 девочки в белых кофточках. А всего их было 7. Как это может быть?
4. Дети получают по два карандаша. Предлагается измерить их с помощью линейки и сказать, какой карандаш длиннее, а какой короче.
5. Дети получают полоски бумаги (по 5 штук). Предлагается измерить их с помощью линейки и выбрать те, длины которых равны 3, 6 и 10 см.
6. Детям предлагается начертить в тетрадях отрезки, длины которых равны 3 и 7 см. Педагог предварительно объясняет и показывает, как совершаются подобные действия.
7. Дети в тетрадях чертят квадрат, сторона которого равна 4 см.
Педагог. Ребята, с какого месяца начинается год? Каким месяцем заканчивается? Какие времена года вы знаете? Из каких месяцев состоит весна (лето, осень, зима? (Ответы детей.) А теперь давайте вместе составим круглую схему времен года. Год делится на 4 времени года. Поэтому мы разделим круг на 4 равные части. А теперь каждую часть раскрасим своим цветом: зиму - синим, весну - зеленым, лето - красным, осень - желтым. Схема готова. А теперь мы с вами поиграем в игру «Месяцы». Для этого я вам раздам круги четырех цветов (каждого цвета по 3). Как вы думаете, зачем? (В каждом из четырех времен года по 3 месяца, а мы будем месяцами.) «Домики» для месяцев обозначим кругами такого же цвета. Бегите к своим домикам! (Дети выполняют.) Кто в синем домике живет? (Это мы, зимние месяцы.) Сколько вас, месяцы? (Три.) Какой первый месяц зимы? А второй? А третий? (Ответы детей.)
Аналогичная работа проводится с каждым временем года.
ЗАНЯТИЕ №2
Цели
1. Учить детей делить предметы на 4 равные и неравные части.
2. Познакомить с песочными и обычными часами.
3. Упражнять в воссоздании образа по его частям.
Материал: карточки с лабиринтами; карандаши; логические квадраты; тетради; круги, рисунок солнечных часов; песочные часы (5 минут); циферблаты часов со стрелками; игра «Колумбово яйцо».
Ход занятия
1.) Дети получают карточки с лабиринтами. Каждое число - это ворота. Нужно начать снаружи и дойти по лабиринту до числа 10, набрав по дороге 10 очков (складывая числа, стоящие в воротах). Дети рисуют на карточках путь, ведущий в центр лабиринта. Возможны разные варианты решения.
2.) Дети получают карточки с логическими квадратами. Им нужно нарисовать в пустой клетке шарик так, чтобы не нарушилась закономерность.
3.) Дети получают тетради. Педагог по очереди называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, а дети рисуют названные фигуры в тетрадях.
.) Дети делят круг на 4 равные части и знакомятся с четвертью. Делят круг также на 4 неравные части.
Педагог. Сегодня я расскажу вам об одном важном предмете, который помогает нам определить время. Раньше люди определяли время по положению солнца. Потом они придумали солнечные часы (показывает рисунок). Но в пасмурные дни такие часы не могли помочь. Через некоторое время люди придумали песочные часы (показывает). Песок пересыпается из одной баночки в другую за определенное время - 3, 5, 10 и даже больше минут. Если нужно отмерить это время второй раз, часы переворачивают. Но людям захотелось измерять время еще более точно. И тогда они придумали особый механизм, который называется просто часы. А есть ли часы у нас в группе? Кто носит часы? Что можно измерять с помощью часов? (Ответы детей.) У меня есть циферблат часов. Посмотрите и скажите, что есть на циферблате? Действительно, цифры и стрелки. Стрелки движутся по кругу. Короткая стрелка показывает часы, а длинная - минуты. Если маленькая стрелка будет указывать на число 3, а большая - на число 12, то часы будут показывать ровно 3 часа. У каждого из вас тоже есть циферблаты. Поставьте маленькую стрелку на 6, а большую - на 12. Сколько времени на ваших часах?
Далее дети более подробно знакомятся с тем, как часы показывают время. Полезно провести беседу об относительности времени и о необходимости его беречь.
Детям предлагается за 5 минут составить простые изображения из деталей игры «Колумбово яйцо». Время отмеряется с помощью песочных часов.