Елена Босий
Система работы ДОУ с детьми раннего возраста в адаптационный период
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поступления малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко и просто. Все дети при поступлении в детский сад переживают адаптационный стресс. Очень важно, чтобы переход из дома в детский сад был плавный и бестравматичным. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям за развития их ребенка. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями. В большинстве случаев родители сами не знают, как вести себя во время адаптации ребенка, чем ему помочь, не знают его возрастных особенностей, поэтому сами тревожатся и переживают больше, чем сам ребенок. Поэтому профилактика адаптации является основной задачей работы педагогов.
Публикация «Система работы ДОУ с детьми раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах
Адаптация ребенка может проходить в легкой форме: уже на первой недели у ребенка стабилизируется эмоциональное состояние (хорошее настроение, спокоен, сон нормализируется и аппетит ребенка.
Адаптация может средней тяжести: до трех недель у ребенка плаксивость, невеселое настроение, непродолжительный и тревожный сон, капризен в еде, выборочный аппетит.
Адаптация может иметь усложненную форму: до пяти недель у ребенка подавленное, сильный плач, не контактирует с другими детьми, засыпает с плачем, долго беспокоен во сне. пропадает аппетит.
Это зависит как от возраста малыша, так и от его индивидуальных особенностей. В этом случае малыш нередко демонстрирует либо агрессию и конфликтное поведение, либо апатию и уход в себя. Затягивание адаптационного периода обычно связано с индивидуальными особенностями ребенка, в том числе с сильной привязанностью к значимым взрослым, наличием братьев и сестер (единственные дети в семье испытывают больший дискомфорт, а также состоянием здоровья, спецификой характера и сформировавшимися привычками.
Для того, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла успешно, необходимо подготовительную работу с родителями начинать в мае месяце. Необходимо провести первые собрания и консультации для родителей тех детей, которые будут посещать детский сад с сентября месяца. На этих собраниях родители и педагоги имеют возможность получить всю необходимую для себя информацию ( родители: об условиях пребывания ребенка в детском саду; требованиях, которые к детям и родителям, программе воспитания и развития детей, рекомендации специалистов по подготовке ребенка к детскому саду). Подготовительные работы позволяет педагогам наладить контакт с родителями и ребенком еще на этапе знакомства.
• Учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка.
• Учитывать факторы риска, усложняющие адаптацию.
• Организовать общение детей в совместной деятельности.
• Формировать самоконтроль.
Во время подготовки ребенка к детскому саду одной из важных является совместная работа родителей, психолога и педагогов. Так же на первом собрании родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. По результатам проведенного анкетирования планируются темы для дальнейших собраний, консультаций и бесед. Родителей знакомят с режимом дня раннего возраста, установленным в детском саду, и начинали приучать малыша к такому распорядку. По возможности время приема пищи тоже должно соответствовать режиму как в детском саду, а в идеале – и меню, хотя бы отдельные его элементы. Особые трудности в адаптации у детей вызывает ранний подъем и дневной сон, поэтому родителям так же нужно уделить на это особое внимание. Каждого родителя необходимо познакомить с особенностями психического и физического развития детей раннего возраста, потом составляется график ввода детей в сентябре месяце в группу детского сада. Возможность обрести в лице родителей равноценных партнеров и единомышленников в вопросах воспитания и обучения детей зависит от того насколько благополучно завершится подготовительный этап адаптации ребенка в детском саду. Доверительные отношения родителей ребенка к воспитателям формируется на позитивных отношениях, которые складываются именно на первом этапе и поэтому очень важно педагогам показать свою компетентность, заинтересованность и профессионализм.
Когда настанет заветная дата, не рекомендуется сразу оставлять малыша в саду на целый день, лучше сначала побыть с ним, потом на несколько часов оставить, потом – до обеда, затем до послеобеденного сна. Оптимально, чтобы первоначальный этап продлился неделю – полторы или более. Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. Знакомство персонала детского сада с ребенком – первый и очень важный шаг, от которого очень зависит успешность всего адаптационного периода ребенка (не напугать ребенка «чужой тетей». Опосредованное знакомство (через маму, игрушку и та далее, позволяет в игровой форме, не навязывая собственную персону ребенку, установить контакт взрослого с ребенком, пока ребенок сам не выбрал себе объект для общения. В первые дни оба воспитателя работают в первую половину дня, а также вместе с ними в группе раннего возраста работает педагог-психолог (наблюдения, консультации, контроль соматического состояния детей, установление контакта с детьми, заполнения листа адаптации, методист (помощь в организации совместной деятельности, беседы, консультации с родителями). До трех лет в детском саду малыш получит только присмотр и уход, позже добавится образовательная программа. Чтобы малышу было комфортнее в детском саду, родителям следует брать с собой любимую игрушку и оставлять ее в кабинке, чтобы педагог, мог бы воспользоваться в случае необходимости и отвлечь им ребенка.
Как понять, что ребенок адаптировался к детскому саду? Начало посещения дошкольной организации является для малыша стрессовой ситуацией. Соответственно, сигналом завершения адаптации будет исчезновение стрессовых реакций, удовлетворительное состояние здоровья;
желание идти в детский сад;
отсутствие плача и истерик после ухода родителей;
положительное взаимодействие с другими детьми в группе;
контакт с воспитателем, включая зрительный контакт;
соблюдение режимных моментов (в том числе хороший аппетит, сон, активность во время игр, занятий и прогулок);
обсуждение с родителями своих достижений и неудач за день.
Наблюдение за поведением ребенка, контроль его соматического состояния, анализ изменения привычек и поведения в домашних условиях позволяют вовремя определить проявления симптомов дезадаптации у ребенка (нарушения сна, снижения аппетита, регресс в речевом развитии, негативные поведенческие реакции, респераторные заболевания). Однако независимо от индивидуальных особенностей ребенка рекомендуется обратиться к детскому психологу (а иногда и к неврологу) при адаптации, длящейся более трех месяцев, а также при появлении хронических заболеваний и острых негативных реакций на посещение детского сада (фобий, неврозов, заикания, а также регулярных истерик, криков после ухода родителей) длительностью более пяти–шести месяцев. Вопрос о возможности пребывания ребенка в детском саду (в случае тяжелой адаптации ребенка) решается совместно: родители, педагоги и педагог психолог детского сада.