Каюмова Анна Михайловна
Система психокоррекционной работы с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психокоррекционного процесса с гиперактивными детьми включает различные формы и методы. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой, а также Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной. Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:
1. Физическая реабилитация.
2. Обучение навыкам саморегуляции.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Коррекция негативных эмоций.
5. Развитие дефицитных функций в системе синдрома.
Публикация «Система психокоррекционной работы с гиперактивными детьми» размещена в разделах
Физическая реабилитация сверхподвижных детей должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру. Важно указать на то, что мнение о необходимости больших физических нагрузок, якобы снимающих возбуждение и чрезмерную активность у сверхподвижных детей, является ошибочным. Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости. Поэтому сверхподвижным детям показаны физические упражнения аэробного характера, способствующие улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличению выносливости, в отличие от упражнений анаэробного типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, таким детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи.
Обучение навыкам саморегуляции - это одно из самых трудных направлений коррекционной работы со сверхподвижными детьми. Проблема состоит в том, что если нормальный ребенок, может отвлечься от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии, то для ребенка сверхподвижного раздражителем является буквально все. Поэтому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «перескакивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких детей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.
Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у сверхподвижных детей умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.
Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых - это не наказание, а удовольствие. Задача взрослого на этом этапе добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение. С детьми дошкольного возраста можно использовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной детям форме достичь эффекта релаксации.
Развитие коммуникативных навыков у сверхподвижных детей происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух сказанное. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.
Далее сверхподвижных детей можно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2-3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомендуется включать в подгруппу двух сверхподвижных детей одновременно, так как работа будет, скорее всего, малоэффективной. На данном этапе необходимо продолжить расширять поведенческий репертуар. Подгрупповая работа поможет детям в ситуации непосредственного общения понять, как то или иное их действие влияет на состояние другого. В этом должно помочь ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Коррекция негативных эмоций. В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С другой стороны, необходимо предоставить сверхподвижным детям возможность отреагировать накопившиеся переживания, связанные с ограничениями и запретами. Это позволит ребенку переориентироваться с чувства постоянной неудовлетворенности собой на позитивное самовосприятие и построение эффективного взаимодействия с миром. В этом направлении можно использовать такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушку - Бобо. Все они помогают снять агрессивность посредством ее активного выражения в действии.
Развитие дефицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения.