Валентина Шуваева
Система организации работы ДОУ с интеллектуально одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач государства и общества.
Для того, чтобы успешно развиваться, быть конкурентно способной на современном этапе России необходимы люди креативные, неординарно мыслящие, которые будут развивать новейшие технологии, делать научные открытия и сделают нашу страну великой и процветающей.
Публикация «Система организации работы ДОУ с интеллектуально одаренными детьми» размещена в разделах
И чем раньше талантливые дети будут замечены, чем раньше для них будут созданы благоприятные возможности, тем большие перспективы откроются для этих детей в будущем, когда они уже освоят профессию, в которой полностью смогут реализоваться и принести наибольшую пользу обществу.
Поэтому наше МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» уже много лет ведет работу по выявлению и развитию интеллектуально одаренных детей.
Что же представляет собой интеллектуальная одаренность? Умственная одаренность- это способность человека сознательно направлять мышление на новые требования, приспосабливать его к решению новых задач, изменившихся условий. Можно сказать, что интеллектуально одарен тот, кто легко приспосабливается к меняющимся условиям в различных областях.
Интеллектуальная одаренность обеспечивает возможность творческой деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблемы, чувствительность к перспективной линии поиска, к любым инновациям.
Интеллектуально одаренный ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью, отличной памятью, любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли, легко и охотно обучающийся. Такие дети быстро овладевают основополагающими понятиями, хорошо усваивают и долго хранят информацию, способны к переработке этой информации по обстоятельствам.
Познавательная потребность, являющаяся одной из обязательных характеристик любой одаренности, проявляется в этом случае особенно четко и очевидно. У интеллектуально одаренных детей имеется устойчивая система познавательных интересов. Таких детей еще называют умственными акселератами или «вундеркиндами».
Несколько иной характер носит так называемая академическая одаренность, которая предполагает наличие высокого интеллекта, однако на первый план здесь выходит именно способность к обучению. Особенности познавательной сферы и мотивации таких детей делают для них учебную деятельность легкой и приятной.
Наиболее общей и основной характеристикой творческого потенциала интеллектуально одаренных детей является наличие познавательных потребностей.
Итак, примерный портрет интеллектуально одаренного ребенка таков : любознательный, с отличной памятью, ярким воображением, превосходно владеющий словесной коммуникацией, чувством юмора, предпочитающий общество детей старше себя, иногда эгоцентричный, остро реагирующий на любую несправедливость.
Именно таких детей наш коллектив выявляет каждый год и проводит работу по созданию для них особых условий на протяжении всего дошкольного детства.
Начинается такого рода работа с диагностического этапа, а именно с начала учебного года мною проводится экспресс- диагностика детей старшего дошкольного возраста по методике Павловой Н. Н., Руденко Л. Г. в результате которой выявляются дети, уровень познавательной сферы которых превышает возрастную норму. Среди отобранного контингента детей проводится модифицированный тест Гилфорда. Так же я использую методику «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова.
Затем начинается практический этап работы. Для этого я составляю подгруппы из 5-7 детей, с которыми провожу занятия 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста, в течение 20-30 минут на протяжении всего учебного года. На занятиях у детей формируются следующие знания, умения и навыки:
1. Формирование наглядно-образного мышления (анализ зрительных образов, умение узнавать предмет по описанию, находить общее и различное; составлять сюжетные рассказы, задачи на сравнение; располагать предметы по убыванию и возрастанию; уметь пользоваться наглядными моделями-схемами, чертежами, планами).
2. Формирование наглядно-действенного мышления (умение воспроизвести наглядный образец, обвести точно по контуру).
3. Развитие логического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать, классифицировать, делать умозаключения, решать логические задачи).
4. Развитие эвристического мышления (умение анализировать проблемную ситуацию, разрешать противоречия, оценивать и принимать альтернативные решения).
5. Развитие творческого мышления (способности к обнаружению и постановке проблем, продуцированию разнообразных идей, поиска нестандартных решений, умение усовершенствовать объект).
6. Развитие ориентации в пространстве, времени, на листе бумаги.
7. Развитие всех видов памяти.
8. Развитие графомоторных навыков.
9. Формирование произвольности (самооценка, внутренний план действий, самоконтроль).
10. Формирование коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, способность к разрешению конфликта, толерантность).
Параллельно работе с детьми мною организуется и проводится работа с родителями и педагогами. Она включает в себя просветительскую часть, направленную на ознакомление педагогов и родителей с понятиями «одаренность», «способности», «талант», короткой историей развития изучения проблем одаренности. Также я рассказываю взрослым, чем одаренные дети отличаются от обычных, и как нужно действовать им, чтобы не только не помешать, а помочь ребенку раскрыть его потенциал. Помогаю педагогам организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить всем детям группы максимальный эмоциональный комфорт, атмосферу доброжелательности и творческой активности.
Помогаю родителям одаренных детей найти наиболее эффективный подход к ним, не допускать распространенных ошибок в методах воспитания своих особенных детей.
Эта работа может проводиться в самых разнообразных формах. Я использую семинары-практикумы, лекции, консультации, круглые столы, составление индивидуальных маршрутов, составление портфолио и т. д.
Например: консультация для воспитателей на тему «Понятие интеллектуальной одарённости, её признаки и виды»; консультация для родителей «Ваш ребенок-вундеркинд»; круглый стол для родителей «Растим талант»; информационный клуб для родителей «Учимся вместе»; консультации и рекомендации для родителей «Шаги к успеху»; «Почтовый ящик» (размещение информации по запросам родителей в папках-передвижках).
Итогом проводимой в течение года работы становится участие детей в городской интеллектуальной мини-олимпиаде «Маленькие академики», которая по традиции каждую весну проводится в нашем городе на базе одного из детских садов. Наши умники и умницы всегда с удовольствием и энтузиазмом принимают в ней участие и всегда занимают высокие места.
Таким образом, проводимая работа, приносит ощутимый результат не только сейчас, но и при поступлении детей в школу. Наши выпускники в дальнейшем принимают активное участие в школьных научных сообществах, предметных олимпиадах, где занимают призовые места.
Как сказал когда-то А. Бебель: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться». И наше МБДОУ по праву может гордиться тем, что мы даем нашим детям такую возможность.
Шуваева Валентина Егоровна
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
Города Уварово