НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА СИДЕНКО
Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не
только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ, но и путей профессионального их сопровождения, умения
определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния
здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и
возможностей. Помощь обучающимся с ОВЗ должна быть направлена на
повышение уровня их психофизического развития и социальной
Публикация «Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе-интернате» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ
возможен только при организации системы особо
организованного психолого-педагогического сопровождения. Это довольно
сложный процесс взаимодействия, в ходе которого ребенок овладевает
своей деятельностью и поведением, формируется готовность к жизненному
самоопределению, которое включает личностные, социальные и
профессиональные аспекты.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание
системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной
адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в
семье, и т. п.).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную
технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и
педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со
стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога специальной
(коррекционной) школы в системе психолого-педагогического
сопровождения являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения обучающихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих)
обучающихся.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
состоят в следующем:
определение наиболее адекватных путей и средств
коррекционно-развивающей работы с ребёнком;
прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на
основе выявленных особенностей развития;
реализация собственно психологической коррекционно-
развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной)
школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов
образования, куда включены взаимосвязанные компоненты
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в
общеобразовательном учреждении является психолого-медико-
педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным
подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс
сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.
В условиях образовательного учреждения обследование проводится
каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной
психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым
специалистом составляется заключение, разрабатываются рекомендации. На
заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк, назначается
ведущий специалист, который будет непосредственно осуществлять
сопровождение ребенка (сопровождающий). Ведущий специалист
отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему
помощи и выходит (в случае неуспешности) с инициативой повторных
обсуждений на ПМПк. При планировании индивидуальной работы
определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы,
на основании выявленных причин и факторов риска, выбирают адекватные
формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).
Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния
ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии
разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой
систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика
развития ребенка.
К основным направлениям деятельности педагога-психолога
относятся:
- диагностическая деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная деятельность;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- пихопрофилактика.
Педагог - психолог коррекционного учреждения планирует и
проводит работу в соответствии с основными направлениями своей
профессиональной деятельности: организует индивидуальную и
групповую профилактическую, диагностическую, консультативную,
коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную,
просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по
вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном
учреждении; участвует в работе психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.
Рассмотрим эти направления подробнее.
1. Диагностическое направление.
Диагностическое направление включает в себя знакомство,
первичное обследование, а также системные наблюдения за динамикой
психического развития ребенка. По результатам обследования психолог
составляет заключение, в котором выделяются те сферы психической жизни
ре