Абрамова Лилия
Система коррекции нарушений речи у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.
Ключевые слова: нарушения речи, психическое развитие, речевые расстройства.
На сегодняшний день в логопедической науке прослеживается проблема системы коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития, которая заслуживает большого внимания. Речь является главным условием развития логической памяти, процессов мышления, системой процесса общения, регулированием поведения других людей и контроля своего поведения. По причине этого, любое нарушение речи создает различные изменения в когнитивной и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Темочки:
А. А. Суббота, Л. В. Шипова отмечают, что у детей с ЗПР выявляются все виды расстройств речевой деятельности. Важным основанием клинической картины расстройств у многих детей с ЗПР проявляется трудность дефекта речи, присутствие системы расстройств речевой деятельности, сочетание разных отклонений речи [4, с. 326].
Формирование речи у детей с ЗПР происходит очень медленно. Речевая деятельность основывается на положениях многих процессов мышления и общих сфер развития. Нарушения речи отрицательно влияют на познавательную сформированность детей, тем более на ребенка с ЗПР, на успешность его коррекционной работы.
Работу по преодолению системного недоразвития речи предлагается базировать по таким направлениям, как: коррекция звукопроизношения; развитие лексико-грамматического строя речи; формирование фонематических процессов; расширение уровня связной речи; развитие просодических компонентов речи [2, с. 76].
М. С. Попова, Е. Н. Сницарь рекомендуют для помощи детям с задержкой психического развития игротерапию, как метод коррекции речи который выражается формой и приемом обучения воспитанников дошкольного возраста на логопедических занятиях. Применяя игру в коррекционной системе, логопеду нужно стараться перенести радость от игровой деятельности в радость от обучения. В работе по коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития существует надобность формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; улучшения лексических и грамматических возможностей языка, а также совершенствования опыта коммуникации [3, с. 152].
Е. П. Фуреева говорит о том, что одним из способов коррекции преодоления недоразвития в речи детей с ЗПР показываются творческие задания. При применении творческих заданий на логопедических занятиях у детей с ЗПР формируются речевые возможности: улучшение лексики; работа над пониманием связи слов в предложении; развитие потенциала речевой функции деятельности и создание действенного плана этой деятельности; развитие вероятности речевого планирования; повышение знаний об окружающей действительности; учение видоизменению, преобразовыванию, существующих взглядов о предмете; умение назвать одним словом, синтезу, разделению сходств и различий предметов [5, с. 317].
А. Р. Ибрагимова рассматривает развитие речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью фольклора. Дети без труда чувствуют народный фольклор в связи с яркостью и выразительностью представлений. Используемые в загадках метафорические выражения, многозначность слов, эпитетов, сравнений содействует развитию речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Так же посредством загадок пополняется словарь детей, ребенок учится осмысливать переносные значения слов. Малые фольклорные формы способствуют овладению звуковой и грамматической аспектов речи, навыку сконцентрироваться на языковой стороне. Колыбельные песни формируют речь за счет различных знаний об окружающем мире, о предметах быта людей. Грамматическое многообразие колыбельных песен способствует в обучении детей грамматическому строю речи. Необходимой основой для тренировки артикуляционного аппарата это: поговорки, песенки, загадки, скороговорки, чистоговорки. Благодаря фольклору дети обучаются разборчивому, звонкому произношению, усваивают основные элементы фонетики. Помимо этого, потешки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, это лучший материал для формирования звуковой культуры речевой деятельности. Улучшая чувство ритма, приемы рифмы, логопед учит ребенка дальнейшему пониманию поэтической речи и развивает интонационную выразительность речи [1, с. 153].
Из этого следует, что коррекционно-логопедическое влияние при ЗПР носит системный и, одновременно, дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия выполняется, учитывая клиническую характеристику, индивидуально-психологические черты ребенка, особенности его психической активности, трудоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Литература:
1. Ибрагимова А. Р. Развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития посредством фольклора / А. Р. Ибрагимова, Н. Н. Рузаева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – 2018. – С. 152-154.
2. Лалаева Р. И. Дифференцированный подход в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / Р. И. Лалаева, В. В. Морозова, Л. М. Полякова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – Т. 3. – № 3. – С. 75-79.
3. Попова М. С. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / М. С. Попова, Е. Н. Сницарь // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб. : Заневская площадь, 2014. – С. 150-152.
4. Суббота А. А. Исследование особенностей речи у старших дошкольников с задержкой психического развития / А. А. Суббота, Л. В. Шипова // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – Т. 5. – № 12. – С. 326-329.
5. Фуреева Е. П. Формирование речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития в процессе выполнения творческих заданий / Е. П. Фуреева // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 11. – С. 315-319.