МААМ-картинки

Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников

людмила рослова
Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Рослова Людмила Валерьевна

Воспитатель МБДОУ д/с № 258

Город Ульяновск

Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников

В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Один из них — организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры как свободной, творческой деятельности обусловливается ее потенциальными возможностями, местом и ролью как основной, ведущей деятельности. Своеобразие игры заключается и в том, что она является генеральной формой поведения, внутри которой зарождаются другие виды деятельности. В современном ДОУ важно продумать ее место в образовательном процессе. Многофункциональность игры позволяет расширить диапазон ее применения. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции.

Публикация «Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников» размещена в разделах

Таким образом, игра отвечает современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации педагогического процесса дошкольного учреждения : эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов искусств. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.

Известно, что цель детской игры заключена в самом ее процессе, а эмоциональный смысл — в подлинности чувств и переживаний. Зависимость игры от эмоционального восприятия роднит ее с искусством. Эмоции искусства (музыка, театр, живопись, поэзия) выступают одним из определяющих факторов ее специфики. Так, музыка способна вызвать в нас целую гамму чувств, а содержание музыки заключается прежде всего в выраженных музыкальными средствами человеческих переживаниях, чувствах, эмоциях. Игра в этом случае не просто подключает эмоциональное поле слушателей, а носит характер событийности, действия, тем самым позволяя дошкольникам легко усваивать сложные элементы музыкальной речи и композиции. Именно в музыкальной игре наиболее отчетливо проявляется базовый принцип начального музыкального развития : «слушаю — двигаюсь — пою — понимаю — говорю».

Общий элемент для игр с художественным содержанием — их творческий характер. Мир игры тесно связан с воображением. Ее участник выстраивает собственный, условный, субъективный мир в своем воображении.

При отборе и систематизации игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей, учитываются не только возрастные особенности детей, но и логика формирования способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности (см. таблицу). Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество :

— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;

— альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);

— решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п. ;

— нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Для детей 6—7 лет.

С использованием приема дополнения изображения.

Сказочные истории

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т. п., придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

Кондитерские сказки

Целъ: та же.

Педагог. Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как.». Попробуйте сами сочинить такую сказку. Пусть ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет такое.

О том, как пирожное захотело стать тортом.

О том, как мармелад поссорился с шоколадом.

О том, как конфета потеряла свою обертку.

О том, как мороженое путешествовало по Африке.

Дети выполняют.

Сочини похожую

Цель: учить использовать прием типизации. Педагог читает детям русскую народную сказку «Мороз Иванович», а потом им надо придумать другую, похожую на прочитанную.

Сказка про двух мальчиков

Цель: учить составлять сказки с элементами гиперболизации.

Педагог показывает два рисунка, на одном из которых изображен мальчик с обычным носом, а на другом — с очень длинным. Детям необходимо придумать сказку об этих мальчиках. Можно подсказать им, что длинный нос в одних случаях может помешать, а в других — помочь его обладателю.

Недописанное четверостишие

Цель: учить подбирать рифмы при сочинении стихотворений.

Педагог. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у него не было вдохновенья, и он не смог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить ту работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумать последние две строчки в четверостишиях.

Винни-Пух сказал однажды:

«Больше мед не буду есть.»;

Как-то Гена с Чебурашкой

Отдыхать на речку шли. ;

Леопольд глядел в окошко

И мечтал найти друзей.

Дети выполняют.

Переделай сказку

Цель: учить использовать прием агглютинации (объединения двух сюжетных линий).

Детям читаются сказки «Колобок» и «Бычок — смоляной бочок». Затем педагог предлагает изменить их ( например: «Давайте представим, что Дедушка сделал Колобка из дерева, а Бабушка испекла Бычка из муки. Придумайте историю, которая могла бы произойти с этими персонажами, если бы они встретились друг с другом»).

Выложи карты на стол

Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки.

Детям необходимо придумать коллективную сказку. Для этого подготовлена специальная колода карт, сделанная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок, вырезанных из журналов и т. п. Педагог просит вытащить из колоды, не глядя, одну карту-картинку, и первый ребенок начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй, вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретацию содержания своей карты. В результате получается длинное панно-иллюстрация.

Преврати в сказку

Цель: учить видоизменять текст, используя приемы составления сказок.

Педагог предлагает рассказ: «Жил цыпленок Пик. Он очень любил гулять по двору, искать червяков и клевать зернышки. У Пика было много друзей, с которыми он играл и искал червяков». Затем поручает детям переделать этот рассказ в сказку (изменить начало, конец, включить диалог, волшебные превращения героев и др.).

Огородные сказки

Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.

Педагог предлагает на примере сказок Р. Киплинга «Откуда у верблюда горб», «Почему у слона длинный нос» сочинить такие же сказки-объяснения, но про овощи с огорода. А называться эти сказки будут:

Почему помидор красный?

Откуда у редиски хвостик?

Почему арбуз полосатый?

Откуда у капусты столько листьев?

С использованием приема составления образа из заданных элементов.

Фантастический образ

Цель: развивать творческое мышление и фантазию.

Педагог предлагает детям элементы изображений. Их задача — построить из них фантастический образ (существо или предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать.

Аппликация

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог дает задание заняться аппликацией, но не совсем обычной. Ее необычность заключается в том, что для наклеивания необходимо использовать ровно 10 деталей разного цвета, но одинаковой формы. Иными словами, нужно создать картину, состоящую только из кругов, треугольников; квадратов; ромбов; прямоугольников. Затем придумать картине-аппликации название.

Что растет на грядках?

Цель: учить комбинировать образы воображения. Педагог читает детям стихотворение Н. Кончаловской.

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков да мохнатых стручков,

Испугался бы каждый садовник.

Потом просит детей нарисовать, какими они представляют себе эти овощи.

Чудесные ниточки

Цель: развивать умение составлять слова из букв.

Педагог раздает детям карты с набором букв русского алфавита и просит соединить их «чудесными ниточками», чтобы получилось как можно больше слов.

С использованием приема применения предметов в другом качестве.

Полезный подарок

Цель: подвести к пониманию того, что каждую вещь можно использовать по-разному.

Педагог. Однажды у ослика Иа был день рождения. И в этот день ему подарили много полезных подарков. Самым полезным оказался шнурок, который принесла Сова. Представьте, что Сове очень понравилось делать подарки, она решила приходить ко всем на дни рождения и дарить что-нибудь полезное. Для каждого именинника Сова даже сочинила речь, в которой она объясняла, какая польза заключается в ее подарке. Подумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить.

Винни-Пуху — гирю от весов.

Дети отвечают.

Пятачку — звонок от велосипеда.

Дети отвечают. Кролику — стрелку от компаса.

Дети отвечают. Тигре — оправу от очков.

Дети отвечают. Кенге — лампочку от фонарика.

Дети отвечают.

С использованием приема решения проблемных ситуаций.

Как сохранить кусочек зимы летом?

Цель: учить выражать идеи в изобразительной деятельности.

Педагог говорит, что людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом? (Педагог выслушивает все версии, и они совместно обсуждаются.)

Что будет?.

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий. Педагог. Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы из крана на кухне полился апельсиновый сок.

Дети отвечают.

Из тучи вместо дождя стал падать изюм. Дети отвечают.

Люди придумали таблетки от сна. Дети отвечают.

Почему это произошло?

Цель: та же.

Педагог предлагает детям назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций.

Во всем доме погасли все электрические лампочки.

Дети отвечают. Стоящее во дворе дерево облеплено птицами.

Дети отвечают. Речка вышла из берегов и затопила луга.

Дети отвечают.

Сложные ситуации

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «мозгового штурма».

Педагог предлагает детям подискутировать по следующим вопросам.

Из какого материала муравьи могут построить кораблик, чтобы переплыть речку?

Дети отвечают.

Где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка?

Дети отвечают.

Что бы случилось в природе, как чувствовали бы себя животные, растения и люди, если бы весна не наступила?

Дети отвечают.

Что может произойти, если внезапно исчезнет солнце?

Дети отвечают.

Что может случиться, если все взрослые станут детьми, а дети — взрослыми?

Дети отвечают.

Что будет, если люди не смогут разговаривать? Как они станут общаться?

Дети отвечают.

Про часы

Цель: та же.

Педагог. Представьте, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы? Сколько способов вы можете предложить?

Дети отвечают.

Архимед

Цель: та же.

Педагог предлагает проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем. После того как они справятся с одной проблемой, предложите им снова поискать новое решение и так до тех пор, пока идеи не иссякнут.

Как вырастить пальму возле дома?

Дети отвечают. Как развести сад на Луне?

Дети отвечают. Как из мухи сделать слона?

Дети отвечают. Как без космического корабля слетать на Сатурн?

Дети отвечают.

Как оживить куклу? Дети отвечают.

Как закрепить?

Цель: та же.

Педагог предлагает детям способы крепления деталей одежды без ниток.

Помогите коту

Цель: та же.

Педагог. Дети, помогите коту поймать мышь. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?

Дети отвечают.

Как помочь кошке?

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Педагог (читает стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка»)

Несчастная кошка порезала лапу, Сидит и ни шагу не может ступить.

Вот такая неприятная история приключилась с кошкой. Но самое плохое то, что у нее совсем маленькие котята. Кошка обязательно должна их накормить. Если она не придет, котята погибнут. Итак, чтобы накормить котят, кошка должна идти, но не может, так как порезала лапу. Как быть? Придумайте, как помочь кошке?

Педагог выслушивает все возможные версии, которые обсуждаются совместно с детьми. В конце обсуждения он предлагает разрешение данного противоречия автором стихотворения.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу, Воздушные шарики надо купить! И сразу столпился народ на дороге, Шумит, и кричит, и на кошку глядит. А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит!

История про Пугало Огородное, которое птиц и мышей пугать перестало

Цель: учить разрешать задачи-противоречия.

Педагог. Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

Дети отвечают.

Чем измерить?

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи.

Педагог. Чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, ваш рост, палец, машину, карандаш. Расскажите, как бы вы стали измерять эти объекты.

Дети отвечают.

Как приготовить завтрак для великана?

Цель: та же.

Педагог. Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты: мука, молоко, масло, яйца, соль, перец?

Дети отвечают.

Необитаемый остров

Цель: учить создавать замыслы.

Педагог предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове и просит их придумать, как сделать себе жилище, сделать себе одежду, посуду, добыть огонь, отыскать или поймать себе что-нибудь на обед, смастерить лодку или плот, сделать зонт от солнца, постричься, определить время, подать сигнал о помощи и т. п.

С использованием приема преобразования и усовершенствования предметов.

Веер

Цель: развивать фантазию и навыки комбинаторики.

Педагог раздает детям карточки с изображением предметов. Слева нарисован один предмет, а справа — три. В центре ребенок должен нарисовать три фантастических предмета, в которых как бы соединились предметы из правой и левой половин.

Хорошие и плохие поступки

Цель: учить конкретизировать абстрактные понятия, использовать прием типизации при создании нового образа.

Педагог обсуждает с детьми хорошие и плохие поступки, обобщает их понятиями: жадность, воровство, ябедничество, драчливость, вежливость, доброта и т. п. А затем просит детей представить, что все плохие поступки, совершаемые человеком, изменяли бы его внешность, например: обжора бы стал очень толстым, у драчуна выросли бы огромные кулаки и т. п. Каждый ребенок получает карандаши и бумагу, а взрослый просит изобразить труса, жадину, ябеду, обманщика, грязнулю, предателя, глупого мальчика и т. п.

Изобретаем парашют

Цель: учить устанавливать связи между предметами природного и рукотворного мира, улучшая свойства заданной вещи.

Педагог. Попробуйте придумать необыкновенный парашют, который бы всем понравился. Для этого нужно взять любые предметы рукотворного или природного мира, рассмотреть их свойства и взять что-нибудь для изготовления парашюта. Назовите любые предметы.

Дети называют. Педагог отбирает несколько, рассматривает их свойства и с помощью наводящих вопросов уточняет: как можно использовать это свойство, нужно ли оно парашюту (например, утюг нагревается и т. д.).

Переделай предметы

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог предлагает попробовать переделать один предмет в другой. Это делается в несколько этапов, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Предметы: нора — столб; дверь — велосипед; бутылка — дом; дерево — ботинок.

С использованием приема самостоятельного выдвижения идей.

Герб деревни

Цель: развивать творчество в изобразительной деятельности.

Педагог. У каждого города есть свой герб. Недавно решили сделать так, чтобы свой герб был не только у городов, но и у деревень. Попробуйте нарисовать герб для деревень, которые называются Ватрушкино, Муркино, Одуванчиково.

Дети выполняют.

Фантик для конфеты

Цель: та же.

Педагог. Представьте, что каждый из вас изобрел новые очень вкусные конфеты. Какое бы вы придумали для них название? Какой бы нарисовали для них фантик? Изобразите на листе бумаги.

Дети выполняют.

Праздничная открытка

Цель: та же.

Педагог. К праздникам люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинки для открыток, которые можно подарить в День сладкоежки, День чистюли, День модниц, День хохотушки.

Дети выполняют.

Театральные костюмы

Цель: развивать творческий замысел при создании эскизов театральных костюмов.

Педагог предлагает детям придумать и нарисовать театральный костюм для одного из героев: Конька-Горбунка, Белоснежки или Крокодила Гены.

Что получится, если подружатся разноцветные точки?

Цель: развивать мелкую моторику, фантазию.

Педагог раздает детям листы с произвольно расположенными на них разноцветными точками.

Педагог. Когда люди хотят подружиться, они протягивают друг Другу руки. А точки? Они тоже хотят дружить.

Педагог предлагает детям помочь точкам, соединив их линиями так, чтобы получилась фигура. Дети, выполнив задание, дают название своему фантастическому образу.

Нарисуй сказку

Цели:

учить выделять эпизоды из сказки и отыскивать в них главное;

развивать навыки создания символов и использования мне-мотехнических приемов; мелкую моторику.

Педагог читает или рассказывает сказку и предлагает определить, сколько картинок потребуется, чтобы ее изобразить. Затем все вместе обсуждают, сколько выделить ключевых эпизодов, и находят в каждом из них деталь, определяющую его суть. Потом педагог предлагает детям в символической форме изобразить всю сказку.

Детская площадка

Цель: развивать творчество при коллективном рисовании на заданную тему.

Педагог дает задание группам (четыре группы по пять человек).

Каждой группе предлагает придумать и нарисовать интересную и необычную детскую площадку, где бы они хотели играть со своими друзьями. После выполнения задания работы рассматриваются и обсуждаются.

Одень человека

Цель: развивать воссоздающее воображение.

Дети работают в альбомах заданий, где изображена фигура человека. Необходимо одеть его в спецодежду или помочь замаскироваться.

Для занятия используются карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Медаль

Цель: стимулировать творческое начало.

Педагог. Медали вручают за подвиги и выдающиеся достижения. Нарисуйте медаль, которую можно было бы вручить за необычные достижения: за шоколадолюбие; скоростное завязывание шнурков.

С использованием приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями.

Группировка слов

Цель: развивать умение группировать по определенному признаку.

Педагог. Сколько групп вы сможете составить из слов: стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей. Объясните, почему вы можете объединить эти слова?

Дети отвечают.

Я знаю

Цель: развивать функцию обобщения.

Педагог. После слов «я знаю» нужно назвать одно общее слово, а потом перечислить предметы, которые могут быть обозначены этим словом, например, я знаю мебель: стол, шкаф, стул.

Дети выполняют.

Классификация предметов

Цель: развивать умение классифицировать.

Педагог демонстрирует детям картину, на которой изображены следующие предметы: виноград, мышь, лимон, кукла, мяч, роза, арбуз, лиса, нитки, туфли, заяц, кот, грибы, карандаши, куртка, торт, хлеб, ключи, платок, молоток, гвозди, пальто. Дети должны разделить их на группы.

Домино

Цели:

развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать существенные признаки предметов;

развивать фантазию.

Педагог раздает карточки с нарисованными различными предметами детям, свою на середину стола выкладывает первой. Ребенок должен найти общий признак с изображением и положить свою карточку рядом. Упражнение можно повторить в обратной последовательности, начиная с той же карточки.

Вещи как люди

Цель: учить подбирать предметы, ориентируясь на определенный признак.

Педагог. Человек и животные могут ходить, сидеть, бегать, прыгать. Оказывается, все это могут делать не только люди и звери, но и некоторые неодушевленные предметы (например, часы могут ходить, самолет — летать). Перечислите те вещи, предметы, явления (не менее пяти, которые похожи на людей, зверей тем, что у них есть ноги (ножки); руки (ручки); они могут говорить (издавать звуки); пить (наполняться жидкостью) и т. д.

Дети выполняют.

Отыщи сходство

Цель: учить отыскивать связи между вещами.

Педагог рассказывает детям, что в мире все взаимосвязано и между двумя любыми вещами можно найти какое-нибудь сходство. Затем предлагает отыскать сходство между называемыми им парами предметов: цыпленком и мотоциклом; столовой ложкой и экскаватором; монетой и ракушкой; карандашом и мостом; крокодилом и трактором; самолетом и лягушкой; фотоаппаратом и глазом и т. д.

С использованием приема вариативности высказываний.

Новый календарь

Цель: развивать словотворчество.

Педагог. Сегодня мы пользуемся календарем, который пришел к нам из Древнего Рима. Какие названия месяцев вы знаете?

Дети отвечают.

А попробуйте придумать новое, красивое название для месяцев: январь, март, ноябрь, июнь.

Дети выполняют.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Елочка для развивающих игр младших дошкольниковЕлочка для развивающих игр младших дошкольников Идею по созданию такой елочки я подсмотрела у Фильчаковой Татьяны http://www.maam.ru/users/1247023. Выражаю ей свою благодарность. Елочка.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка»Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка» Творческие способности — это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с воображением, фантазией, эмоциями, мышлением.

Как я развиваю творческие способности у детейКак я развиваю творческие способности у детей Хочу немного рассказать о своей работе по развитию творческих способностей у детей. Работа ведется с младшей группы. Для аппликации я.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возрастаСидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Гимнастика полезна для.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Веселые ребята» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Если есть возможность,.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2021 в 10:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем людмила рослова (УИ 690948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД