Надежда Гончарова
Система безотметочного обучения на уроках физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждое воздействие на личность
должно быть индивидуально, учитывая
индивидуальный путь его развития».
/А. С. Макаренко/
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель начальной школы: формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации, основой которой является сформированность контрольно-оценочных действий учащихся.
Основная цель безотметочного обучения заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки.
Публикация «Система безотметочного обучения на уроках физической культуры» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачами безотметочного обучения учебных достижений учащихся является:
• обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;
• соотнесение фактического уровня предметных знаний и межпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума;
• оценить образовательные достижения обучающегося на основании результатов тестирования;
• индивидуальный прогресс школьника в начальной школе.
Контроль и оценка результатов учебной деятельности младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться лишь проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по освоению учебного материала программы по предмету физическая культура. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, выявлять ошибки и находить пути их устранения. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей.
В процессе своей педагогической деятельности выделяю педагогические условия, необходимые для формирования контрольно-оценочных действий учащихся на уроках физической культуры :
• использование на уроках физической культуры личностно-ориентированного обучения обеспечивающего для каждого учащегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств;
• целенаправленная деятельность учителя по формированию у школьников действий контроля, самоконтроля, оценки и самооценки, гуманистический характер оценивания.
Безотметочное обучение состоит из объективного и позитивного оценивания. Объективно оцениваются нормативные контрольные упражнения строго определённого стандарта, утверждённые Министерством образования по общеобразовательной программе. Позитивному оцениванию подлежат личные качества школьника, его умения и способности, оценивается выполненная работа на уроке : отношение к предмету, активность, коммуникативность, умение работать в группе, техника выполнения упражнений, индивидуальные, волевые качества, знания теории, правил игр, страховки, самостраховки, подготовка презентаций по видам спорта и др.
Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предмету и уровень его физического развития. Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание на уроке, это результат познания двигательной активности, техники выполнения двигательных умений и навыков, адекватного оценивания индивидуальных возможностей на уроке. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть школьнику свои слабые и сильные стороны. Для определения физического развития учащихся по программе «физическая культура» введены контрольные упражнения и тесты – упражнения, на основании которых определяется физическая подготовленность каждого учащегося с учётом его способностей, состояния здоровья и возрастных особенностей.
Безотметочное обучение это целесообразное сочетание субъективного оценивания динамики развития способностей учащихся по видам спорта и объективное оценивание полученных результатов контрольных тестов физических качеств, для определения уровня физической подготовленности в начале и конце учебного года, позволяющих сопоставлять и сравнивать достижения ученика с его предыдущими успехами.
На основании изложенного мною использую, разработанную мной технологию безотметочного обучения начальной ступени образования на уроках физической культуры :
Оценочный лист школьников усвоения учебной программы по календарно-тематическому планированию /по четвертям/, итог - зачёт;
Протоколы результатов контрольных тестов-упражнений ;
Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года;
Динамика развития личности.
В каждой четверти заполняю оценочный лист на каждого ученика в классе, в котором оцениваю учащихся по системе индикаторов качества для 1-4 классов усвоения учебного материала по физической культуре, согласно темам календарно-тематического планирования.
В разделе ОУФП выставляются результаты на основании сдачи нормативных тестов-упражнений и определяется уровень физической подготовленности школьников согласно требованиям учебной программы. На основании данных учитель видна динамика индивидуального физического развития школьника, развития физических качеств, всего класса.
Диагностика развития физических качеств, даёт возможность выявить перспективы работы учителя, коррекции учебного процесса по успешному овладению учебного материала, степень и темпы индивидуального развития школьников.
Дифференцированный подход создаёт условия, для полноценного проявления и соответственного развития личности, предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становления самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.