Ирина Кучерова
Влияние логосреды на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Основная направленность психолого-педагогической работы с ребенком - эмоциональное наполнение его жизни и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Эмоции — часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Публикация «Влияние логосреды на развитие эмоциональной сферы дошкольников,» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Эмоциональная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей. В связи с этим возникла необходимость введения в работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи. В связи с этим, в своей работе использую не только методы воздействия на эмоциональную сферу, но и создаю специально организованную логосреду способствующую речевой активности детей.
С целью узнавания и вербализации детьми основных эмоциональных состояний я использую различные методы и приё мы:
1) Изучение разных эмоциональных состояний, с опорой, на логосреду в которую входят предметные картинки, фотографии, пиктограммы. Они способствуют развитию восприятия мимики, распознаванию и дифференцированию эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления, а также вызывают желание рассказать о собственном опыте связанном с проявлением тех или иных эмоциональных состояний.
2) Обозначенияэмоциональных состояний с помощью графических изображений, что способствует повышению уровня развития навыков и умений распознавать тот или иной вид лицевой экспрессии, а также развиваетвнимание, память, мышление и речь ребёнка.
3)Применение зеркал для того, чтобы дети могли соотнести свою мимику с заданной эмоцией.
4) Для активизации речевой деятельности я использую составление рассказов по сюжетной картине, по графическим схемам - игры «Прочитай письмо», “Напиши письмо другу”. Логосредой в данном случае является красочно оформленный демонстрационный материал, который вызывает у ребёнка интерес и мотивирует его на проявление речевой активности.
5) В качестве логосреды также используются картотека игр и сказок направленных на развитие праксимической и коммуникативной сторон общения, такие методы и приёмы как составление предложений с заданным словом, проговаривание с нужной интонацией предложений -детям предлагалось прослушать сказку или рассказ. Первый раз сказка читалась без интонационного оформления, второй раз – выразительно. Затем у детей выяснялось, какое чтение им больше понравилось и почему, и разъяснялось, что голос при чтении можно изменить. С его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьбу, приказ и т. п. Здесь же детям объяснялось, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и т. д. После второго прослушивания сказки с детьми обсуждалось, какими голосами говорили герои. Затем детям предлагалось поиграть в игру “Чей голос?” (меняя громкость и тон голоса, произносил фразы из сказки, а дети определяли, какому персонажу принадлежит голос). С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи проводились игры: “Какая маска говорит”, “Какое настроение у медвежонка”.
На этом же этапе проводились игры, в которых детям предлагалось прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом описываются разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе.
“У меня есть кот” - педагог рассказывает историю и просит произнести фразу “У меня есть кот” с нужной интонацией.
6) Использую настольные игры. С помощью настольных игр я имею благоприятную возможность переключить возбужденных детей на спокойную деятельность, формировать у них волевые усилия. Дети учатся договариваться друг с другом, слушать друг друга, уступать, обогащаются знания об окружающем мире. У замкнутых детей настольные игры повышают уверенность в себе и своих силах, при этом необходимо соблюдать обязательное условие – игра должна быть коллективной.
Детям предлагаю такие совместные игры, как «Сказки наизнанку», - на развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей, на формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние - «Кубик эмоций», «Лото настроений», «Путешествие в мир эмоций»,«Разложи и расскажи» и другие.
7)Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения :Ознакомление с эмоциональными состояниями в процессе коррекционных занятий происходило и через восприятие классической и популярной музыки. Весь репертуар специально подобран для проведения музыкальных упражнений. Дети прослушивали музыкальные фрагменты, представляя и фантазируя возникающие образы и ситуации. После прослушивания рассказывали, какое настроение навеяла та или иная мелодия, что им представлялось в момент прослушивания композиций. Как пример видео.
8)При использовании изотерапевтических методов в качестве логосреды выступают иллюстрации к Книге страхов так как, используя такой приём позволяет не только работать со страхами детей, но и повышает речевую активность, дети начинают проговаривать свои страхи, делятся ими с другими детьми. Затем мы ищем способы, чтобы страх пропал или стал меньше. Как пример видео.
Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
В результате проведенного коррекционного обучения у детей данной группы произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществлено введение их в экспрессивную речь. Внедрение в коррекционное обучение логосреды, оказало благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности эмоциональной лексики, которая способствовала более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Постепенно речь детей характеризовалась последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети использовали различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. Дети научились правильно по смыслу употреблять эмоциональную лексику, используя синонимические и антонимические отношения, что явилось эффективным показателем уровня овладения значением слов данной лексики.
Таким образом, разработанная система методических приемов и созданной логосреды по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня позволила не только количественно, но и качественно изменить уровень речевого общения детей данной группы.
Все вышесказанное указывает на то, что процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР(III уровень, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая работа и специально созданная среда, стимулирующая речевую активность.