Татьяна Мочалина
Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей путем сгибания листа бумаги. Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага). Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.
Знаете ли вы, что… в России мощный толчок развитию искусства оригами дали две общественные организации – Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 г. г. соответственно.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние оригами на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В основу современной системы воспитания положены идеи известного немецкого педагога Фридриха Фребеля, создателя первых детских садов. Он рекомендовал использовать оригами как дидактический материал. Сегодня оно активно используется в педагогике, так как не только носит увлекательный характер, но и решает многие педагогические задачи.
Оригами является важным средством для развития мелкой моторики рук. Занятия оригами совершенствуют движения пальцев и кистей рук, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие, как: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая». Позже дети играют в игры «Расскажи стихи руками». Такие игры способствуют развитию движений пальцев рук.
Чем старше ребенок, тем совершеннее становятся его движения, появляется ловкость, развивается координация. Из этого можно сделать вывод, что развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если ребенок занимается оригами, то одновременно с радостью творчества, он получает дополнительный тренинг кистей и пальцев. В чем секрет такой популярности? Возможно, он кроется в уникальности оригами, непохожести его на другие искусства. А может быть, все дело в простоте и доступности? Ведь для занятий оригами не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящих материалов – только лист бумаги и руки. А в результате в этих самых руках может появиться любая вещь: игрушка, бумажная икебана, архитектурная постройка и т. д. Бумажные фигурки можно создавать в любой ситуации, везде и всюду. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, Расширяется кругозор, одновременно происходит развитие словаря, активизируются мыслительные процессы: восприятие, память, мышление. Огромное значение оригами имеет в развитии конструктивных способностей, творческого воображения, художественного вкуса.
Хотелось бы особо отметить, что для занятий оригами не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящих материалов – только бумага. Уже в младшем возрасте дети путем исследования проявляют интерес к предметам окружающего мира: они все трогают, пробуют, овладевают различными способами экспериментирования. Кроме этого, дети узнают много нового не только о технике оригами, но и знакомятся с историей, искусствами и традициями Японии.
Занятия оригами расширяет круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества и общность интересов.
Современные дошкольники стали более открытыми, самостоятельными, инициативными, и уже на ранних этапах развития формируются творческие способности детей. Бумажные поделки помогают создать благоприятный психологический климат в семье и коллективе, установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Игрушки получаются забавными и объемными, с ними можно поиграть, «оживить». Сколько радости можно увидеть в глазах ребенка, когда игрушка «лягушка» вдруг сама начинает прыгать, как настоящая, квакать, широко открывая рот; только оригамные лилии могут распускаться в воде! Такие моменты приносят детям радость новых открытий, подталкивают к сочинению сказок.
Постепенно в доме появляются новые игрушки-поделки, которые активизируют творческую и речевую деятельность, придавая эмоциональную окраску образу.
С чего начать знакомство с оригами дома? Освойте сами эту технику, а начните с изготовления простейших фигур. Расскажите, что искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. Родилось оно на основе создания традиционной японской одежды кимоно. Чтобы изготовить эту одежду, необходимо было определенным способом сложить полотно шелка. Позже, когда из Китая в Японию пришла бумага, японцы стали создавать изделия, поделки путем того же складывания.
Поддерживайте интерес к оригами, и ваши дети с удовольствием погрузятся в волшебный бумажный мир.
Вы узнаете, что в далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.
В детском саду освоение оригами в ДОУ начинается с изучения свойств бумаги, схем и складывания по ним различных фигурок животных, птиц и т. д.
При исследовании свойств бумаги развиваются тактильные ощущения. Ребенок пальцами воспринимает шероховатость поверхности, плотность и упругость бумаги, т. е. развиваются его сенсорные способности. В речи ребенка появляются новые слова и термины. Старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам.
Хочу обратить ваше внимание на то, какой длительный и сложный мыслительный процесс проходит в голове ребенка во время изготовления поделки: для того, чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, соотнести со схемами, придумать украшение, сочинить историю. Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий:
• обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки;
• работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново.
Этапы складывания следует сопровождать пояснениями. Они будут более понятны, если преподносить их в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки».
Еще один важный аспект – формирование умения передавать настроение и отношение к своему сказочному герою. Этому способствует цветная бумага или ее раскрашивание. Оригами - прекрасный подарок к празднику. Это оригинальное оформление интерьера квартиры ко дню рождения ребёнка, группы, детского сада.
Использование оригами для развития речи, безусловно, дает положительный результат: учение происходит с увлечением. Оригами помогает развить в каждом ребенке ценный дар – дар слова. Этому способствует слушание легенд, просмотр слайдов-презентаций об искусствах Японии (икебана, бонсаи, нэцкэ, куклы кокеши, темари, сумо и др., разыгрывание отрывков знакомых произведений.
В детском саду знакомство с оригами происходит на занятиях и в совместной деятельности. Вы же можете увлечь ребенка в дороге, на пляже, на даче. Ведь искусство оригами – загадка, это своего рода игра.
Совместные усилия детского сада и семьи помогут малышам войти в чудесный мир оригами. Дети станут заниматься с интересом, сами будут пытаться что-то изобрести, придумать, станут более внимательны, усидчивы. У вас обязательно это получится!
Для самостоятельного овладения техникой оригами могу предложить следующую литературу:
Т. И. Тарабарина. Оригами и развитие ребенка,
«Лучшая книга» Щегловой А. В.,
«Простейшие модели» Черенковой Е.,
«Оригами для дошкольников» Соколовой С. В.,
«Оригами для самых маленьких» Соколовой С. В. ,
«Игрушки из бумаги» Соколовой С. В.
В. Н. Дегтевой «Оригами с детьми 3 – 7 лет»,
О. М. Жихаревой «Оригами для дошкольников».