елена закирова
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи у дошкольников
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 3»
Сообщение для воспитателей на тему «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи
у дошкольников»
Воспитатель: Закирова Е. О.
г. Шадринск, 2021
Сообщение
Публикация «Использование технологии „Синквейн“ в работе по развитию речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
на тему: «Синквейн»
Закирова Е. О., воспитатель
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Родиной синквейна можно считать США. Разработала эту форму американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Цель игровой технологии «Синквейн» : развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Задачи:
• закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
• научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;
• учить выделять главную мысль, классифицировать;
• автоматизировать корригируемые звуки речи;
• пополнять и активизировать слова;
• формировать умение кратко пересказывать текст;
• обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК (лексико-грамматических категорий);
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из пяти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила составления синквейна :
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
Алгоритм составления синквейна :
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь, отвечает на вопрос КТО? или ЧТО).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, отвечают на вопрос КАКОЙ, КАКАЯ?
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета. (ЧТО ДЕЛАЕТ, НА ЧТО ВЛИЯЕТ).
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Синквейн для дошкольников – это :
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Таким образом, синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Эта технология не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Примеры синквейнов, составленных детьми
1. Тема «Игрушки».
Медвежонок
Коричневый, мягкий
Сидит, умывается, ест
Мишка косолапый любит мед
Игрушка
2. Тема «Деревья».
Береза
Высокая, стройная
Качается, шелестит, растет
У березы собирают березовый сок
Дерево
3. Тема «Воздушный транспорт»
Вертолёт
Быстрый, удобный
Летает, перевозит, садится
Вертолёт похож на стрекозу.
Транспорт
Неживой предмет
Предмет (тема) – слово-предмет
Слова-признаки по теме
Слова-действия по теме
Предложение по теме
Ассоциация по теме: одно, два слова-предме
Живой предмет