Полтева Елена
Синкинезии у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Синкинезии («син» - одновременно, «кинезии» - движение) называют непроизвольные содружественные движения, когда в процессе какой-либо деятельности (чтение, письмо, танцы, рисование) проявляются добавочные непроизвольные движения в теле:
- движения языком,
- болтание ногами,
- поднимаются и напрягаются плечи,
- задерживается дыхание,
- когда должна работать одна рука, вторая никак не слушается и идет в работу тоже, появляются мимические и оральные оживления, что в комплексе усложняет всю деятельность…
Публикация «Синкинезии у детей» размещена в разделах
Природа синкинезий берет свое начало из примитивных рефлексов! Рефлекс по сути это паттерн, двигательная цепь: когда движения нескольких частей тела связаны между собой единой нейронной сетью. И эти связки даны нам от рождения. Подтверждение тому сосательный рефлекс, который связывает движения губ, языка и рук. При сосании груди, ребенок автоматически кладет руки на грудь матери. Таким образом, и работает связь «рука-рот». Мозг использует «проторенные» дорожки до тех пор, пока не выстроит новые нейронные связи для осуществления каких-либо действий. Если этого не происходит, мы имеем синкинезии, которые и являются признаком незрелости нервной системы. Есть и безвредные синкинезии, когда ребенок осваивает какой-либо новый для него двигательный навык, и если нет сопутствующих, возможных проблем, то по мере освоения навыка это пройдет само. Синкинезии считаются нормой в возрасте 6-7 лет, когда ребенок осваивает письмо. То же самое касается других видов ручной деятельности (лепка, рисование) – на этапе освоения.
На первый взгляд, может показаться, что эти движения помогают организму, но вовсе нет, такие добавочные движения в целом для организма очень энергозатратны. Энергия, которую можно было бы расходовать на работоспособность и внимание, ребенок тратит на компенсацию совершенно лишних, дополнительных движений, он быстрее устает, начинает терять концентрацию внимания, и возможность распределить и переключить внимание. К примеру, ребенок рисует и одновременно с этим активно двигает языком. Либо при какой-то деятельности вдруг он начинает активно шевелить губами. Когда наряду с рукой у малыша работает язык — это сигнал, что у него в головном мозге один центр несет ответственность и за три его пальчика, и за его язык. И центр этот берет на себя в три раза больше драгоценной энергии. Также один центр головного мозга может отвечать за контроль пальцев и зрения. В указанном случае, напрягаются глаза одновременно с работой пальцев. И невнимательность тут ни при чем!
Выход из ситуации – работать над преодолением синкинезий! Методики, разработанные специалистами для работы с подобными проблемами, базируются на двигательных упражнениях. Для устранения непроизвольных движений нам необходимо, чтобы мозг понял, что например руки и язык это разные органы, и когда двигаются руки, язык не должен работать! И научить мозг мы можем двумя способами:
Первый связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, т. е. становятся волевыми. Например, когда ребенок пишет и двигает языком, тогда мы специально загружаем и руки и язык! И ребенок уже целенаправленно двигает и руками и языком по заданной программе. Например, рисует ромашку и на каждый лепесток делает переключение языка вправо-влево, рисует лепесток – язык вправо, рисует следующий-влево и т. д. Тогда же мозг начинает понимать, что нужно контролировать и язык и руки.
Второй способ связан с блокировкой синкинезий, также за счет произвольного внимания. Ребенку необходимо целенаправленно обратить внимание на свой язык и стараться остановить его своей волей! Например, делать движениями руками, а на языке держать карандаш, чтобы он не упал, то есть силой останавливать язык. И здесь мозг тоже начинает понимать, что это абсолютно разные органы, и они могут работать вполне самостоятельно друг от друга!
Упражнений на преодоление синкинезий огромное количество, развивая межполушарное взаимодействие, выполняя разнонаправленные движения руками, добавляя целенаправленно язык и ноги в работу, мозг научится все держать под контролем.
Так как синкинезии в первую очередь указывают на недостаточность подкорковых образований мозга, то их преодоление следует начинать с воздействия на :
1) Функциональный раздел мозга, а именно: повышать нейродинамику, работоспособность. Варианты упражнений:
- игра «Дутибол». 2 игрока, сидя или лежа друг напротив друга, дуют на шарик от пинг-понга (кусочек ваты, бумажки) и пытаются загнать его в ворота соперника, сделанные из карандашей или любых других материалов.
- игра «Муха». В центр расчерченного поля 3х3 помещается «муха». Взрослый дает ей команды – вправо, влево, вниз, вверх – при этом муха перемещается на одну клетку. Ребенок следует глазами за ее передвижениями и должен хлопнуть в ладоши, когда она будет покидать пределы поля.
-игра «Нос-пол-потолок». Ведущий показывает пальцем на свой нос, затем на пол, затем на поток, одновременно называя их. Затем, увеличивая скорость, начинает путать играющих: показывает одно, а называет другое. Играющие должны показывать правильно, следуя голосовой инструкции. Обязательно предложите ребенку побыть ведущим!
- подвижные игры, игры с мячом.
- игра в «Ладушки» в разных вариациях несет огромную пользу для развития межполушарного развития, чувства ритма, стабилизации и активации энергетического потенциала.
2) Для разрыва связей «рука-рот» не следует забывать о пальчиковой гимнастике, которая совершенствует тонкие моторные движения. Эффективны упражнения артикуляционной гимнастики (движения челюсти) с вовлечением рук.
3) Для устранения синкинезии «глаза-язык» эффективны глазодвительные упражнения по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе с одновременными движениями языком в ту же или в противоположную сторону.
Очевидно, что все перечисленные упражнения необходимо выполнять без чрезмерного давления на ребенка, постепенно, а так же по мере усвоения, автономизации и автоматизации усложняться.