Анастасия Данилова
«Голубое чудо Гжели». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Публикация «„Голубое чудо Гжели“, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование, гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.
Словарная работа: роспись, бордюр.
Предварительная работа: Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур хохломской росписью.
Методы и приемы по структуре деятельности:
1. Организационный момент.
- Чтение стихотворения про родину.
- Приглашение на выставку народных мастеров.
- Просмотр и анализ Гжельских изделий.
2. Основная часть.
- Презентация «Гжель»
- Морфологическая дорожка
- динамическая пауза «Посуда»
- Самостоятельная деятельность детей
- выставка работ детей
3. Заключительная часть.
- обобщения
- выводы
Ход занятия:
Воспитатель:
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки,
Не растут нигде красивей.
– Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
– Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) на выставке запрещается. На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод.
– Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны? (Предложить встать полукругом). Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Они вам нравятся? (Да) Чем нравятся? (Они красивые, блестящие, необыкновенные, неповторимые)
– Какие вы видите предметы на выставке? ( Дети перечисляют: “Чашечку, вазочку, котика, хрюшку, тарелочку, подсвечник…”).
– Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”? Знаете, почему? (Выслушать предположения детей). Все эти изделия называют гжельскими по названию небольшой подмосковной (под Москвой) деревушки Гжель. Там живут мастера, которые умеют делать посуду с небесно-голубыми, синими узорами.
– Какую посуду вы видите на выставке? Назовите. (Чайник, чашка, тарелка, солонка).
– Какие сувениры вы видите на выставке? Назовите. ( Фигурки птиц и животных: котика, свинки, коровки, бычка, тигренка).
– А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети делают предположения.) Почему ты так думаешь? А если по нему тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).
– Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. (Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые) Сверху мастера покрывают изделия глазурью.
– Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– Изделия изготавливаются вручную, а каждый художник расписывает изделие в своей неповторимой манере. И цветы, и капельки, и птицы, и пружинки каждый художник рисует по-своему. Вот и получаются все гжельские изделия одновременно и похожие, и совершенно разные.
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете.
– Я раскрою вам секрет: посуда, фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Почему так полюбилась Гжель людям : и русским и иностранным жителям? – За необыкновенный цвет, он всегда бело-синий – яркий и звонкий, как колокольчик звенит на морозе или как ручеек журчит быстрый. Поэтому и любят дарить сувениры и посуду на дни рождения и праздники. “Что глянется, к тому и сердце тянется”.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая … (Гжель).
– Что вам на выставке понравилось больше всего? Почему? (Предложить объяснить).
– Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они “улыбались” своей необыкновенной красотой).
– Гжельские узоры приятно рассматривать. И теперь гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье и даже в интерьере. (Показывать детям изделия). Посмотрите как красиво!
_А сейчас предлагаю вам просмотреть маленькую презентацию про гжельские узоры. (Просмотр презентации «Гжель»).
Слайд 1,2,3
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье!
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье –
Русская звонкая Гжель.
Слайд 4
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Слайд 5
И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.
Слайд 6
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Слайд 7
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
Слайд 8
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Слайд 9
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
1карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.
Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т. д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т. д.
Воспитатель:
А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую!
– Но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно размяться.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
(предложить детям занять рабочие места).
Мы распишем посуду, тарелку по мотивам гжельской росписи.
Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.
Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. (Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в расписывании тарелки, следить за осанкой, за техникой исполнения.)
Итог занятия :
Воспитатель:
В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают
– Дети, каждый из вас расписал одну тарелочку, а в целом получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
- Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше, за ваши трудолюбивые «золотые» руки.
В добрых руках работа спорится.
Умелые руки не знают скуки.
А настоящие мастера всегда убирают свои рабочие места. Наведите порядок на столе.