МААМ-картинки

Синдром недолюбленного ребенка

Потараева Анастасия
Синдром недолюбленного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Синдром недолюбленного ребенка

«Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни…

Если родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, то впоследствии у детей начинаются психические расстройства» (Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV Семейная жизнь).

Публикация «Синдром недолюбленного ребенка» размещена в разделах

Слова психологов о том, что все проблемы взрослых родом из детства – вовсе не пустой звук. Давно подмечено: малыши, испытавшие в детстве недостаток любви, вырастая, становятся не самыми счастливыми взрослыми с массой комплексов. Взрослый человек может столкнуться с тем, что у него не складывается личная жизнь, не строится карьера и межличностные отношения, присутствует постоянная усталость, агрессия или апатия.

Психологи называют синдром «недолюбленного ребенка» одним из самых опасных, поскольку из-за него, начиная с подросткового возраста, человек испытывает большие трудности в жизни.

Что такое синдром недолюбленности?

Ребенок чувствует, что близкие люди (в частности, родители) не дают ему столько внимания и любви, сколько необходимо. Синдром может начинать формироваться еще в период, когда мама вынашивает своего малыша. Инстинктивно маленький человек нуждается в теплых отношениях со стороны мамы и папы, поскольку с ними он связывает свою безопасность и возможность выжить. Но не всегда родители могут дать своему сыну или дочери теплые чувства, и на это есть несколько причин:

Взрослые не умеют проявлять свои чувства. Родители задаривают чадо дорогими игрушками, покупают новомодные гаджеты, модную одежду. Их ребенок всегда опрятно и хорошо одет, имеет все, о чем можно только мечтать. При этом родители не понимают, что дорогие вещи – не проявление любви. Вместо того, чтобы провести вместе свободное время, почитать книги, поиграть, погулять в парке, мама и папа включают на планшете и ноутбуке мультики, искренне веря в то, что их ребенок чувствует заботу и счастье.

Нежелание узнать своего малыша получше. Все дети разные, и каждому нужна своя индивидуальная порция нежности и ласки. Одному достаточно утреннего поцелуя, а второй нуждается в постоянных тактильных ощущениях: он хочет, чтобы его обнимали, держали за руку, целовали. Задача родителей – определить, что необходимо их малышу, и удовлетворять его потребности.

Появление младшего члена семьи. С рождением младенца родители начинают уделять меньше времени старшему ребенку : он уже не получает столько теплоты, внимания и ласки, как раньше. Детские психологи предупреждают, что с появлением младшего брата/сестры дети старше четырех лет начинают активно привлекать к себе внимание родителей. Они могут вести себя, как малыши, капризничать, кричать, проситься на ручки, перестать самостоятельно одеваться или кушать.

Нелюбовь к своему ребенку. К сожалению, такое явление встречается достаточно часто. Обычно это происходит в случае, когда беременность незапланированная, мама с папой в разводе и не могут устроить свою личную жизнь, психологической незрелости и неготовности к новому статусу.

Ребенок интуитивно чувствует, что он нежеланный и его не любят.

Личность человека начинает формироваться с младенчества. Кроха копирует поведение старших, перенимает их привычки, манеру поведения, образ жизни. Пока не состоялась сепарация (лат. separatio — отделение) от мамы с папой они для малыша остаются главным авторитетом и примером для подражания.

Если родители уделяют детям недостаточно внимания, критикуют, применяют физические наказания и не демонстрируют в достаточной степени свою любовь, это сказывается на личности во взрослом возрасте. К чему приводит дефицит внимания и что отличает уже взрослых недолюбленных «детей» можно определить по ряду характерных признаков.

Последствия синдрома «недолюбленный ребенок»

Если родители не смогли дать в полной мере любовь и ласку своим детям, последствия во взрослой жизни могут быть самыми плачевными.

«Кроме физической нужды в пище, воде, крыше над головой и базовой гигиене, дети также нуждаются в эмоциональной поддержке, любви и заботе. Те, кто отвечает за детей (неважно, своих или чужих) должны взять за правило делиться любовью с детьми каждый день» — Анжела Освальт, магистр социологии, Натали Штаттс-Рейсс, доктор медицины и Марк Домбек, доктор медицины.

Мозг ребенка

Раннее детство — это период частых и быстрых изменений структуры мозга. Детство и период до шести-семи лет — время, когда в мозгу ребенка быстрее всего формируются сложные соединения между нейронами.

Окончательное формирование нейронов мозга примерно на 80% заканчивается к четырехлетнему возрасту. Другими словами, к четвертому году жизни мозг будущего взрослого готов на восемь десятых.

Многие ученые считают, что поведение человека примерно на 95% определяется его подсознанием.

Когда же осуществляется «программирование» этого подсознания?

В период от рождения до достижения шестилетнего возраста.

Почему это важно?

Наш мозг отвечает за все (или практически за все, что мы думаем, говорим и делаем. Если ребенок в первые годы жизни получает недостаточно заботы и внимания — это влияет на развитие его мозга, и в результате, структуры, отвечающие за эмоции ребенка, так и остаются недостаточно развитыми.

Связь между факторами, влияющими на развитие мозга в детстве, и чертами характера взрослого человека сегодня уже не вызывает никакого сомнения.

Пэг Стрип, психолог из Нью-Йорка, объясняет связь между ранним детством и взрослой жизнью следующим образом:

«Несмотря на утверждение о том, что детство каждого из нас является уникальным, мы можем сделать вполне точные и надежные выводы относительно того, какой эффект оно оказывает на всю нашу дальнейшую жизнь. Эти заключения помогают понять, как детство сформировало вашу личность и шаблоны поведения».

Данная цитата заставляет задуматься: какое поведение или черты характера говорят, что этого человека недолюбили в детстве?

Сейчас, мы попытаемся в этом разобраться и распределить их на признаки:

1. Неумение доверять

Для развития умения доверять на индивидуальном уровне, необходимо стабильное позитивное окружение. Именно поэтому крайне важно чтобы детей окружали хотя бы относительно стабильные и уравновешенные люди. Истерики, крики и частая смена обстановки негативно влияют на развитие чувства доверия. Дети должны чувствовать себя в безопасности и получать положительную эмоциональную подпитку от окружающих.

Если в семье нормой являются скандалы, истерики, выяснение отношений на повышенных тонах, это пугает малыша. Если у наших детей не будет стабильного и благоприятного эмоционального окружения (в первую очередь в семье, то вероятно, ему будет сложно доверять кому бы то ни было. А это, в свою очередь, гарантирует трудности в личных отношениях. Впоследствии дети, юные годы которых прошли в подобных условиях, ждут подвоха от каждого, кто встречается на их жизненном пути.

2. Низкий эмоциональный интеллект

Дети учатся интерпретировать эмоции в основном через слова и жесты. И то, и другое играет важную роль в развитии ребенка. Слова и жесты помогают выражать свои чувства, контролировать страх, понимать негативные эмоции и вырабатывать стойкость к эмоциональному давлению.

Без способности корректно интерпретировать свое эмоциональное состояние, ребенок может полноценно не развить важное для жизни качество — эмоциональный интеллект. Это приводит к неумению быть счастливым. Это еще одно последствие нехватки внимания. Даже если недолюбленный ребенок подрос, состоялся в жизни и обзавелся семьей, он чувствует себя в глубине души несчастным. Рана, нанесенная в детстве, кровоточит всю жизнь, не позволяя в полной мере наслаждаться радостью бытия.

Можно сюда еще приплюсовать отсутствие эмпатии. Человек, недолюбленный в детстве, не получивший должное количество заботы и внимания близких, не способен к состраданию. Он не умеет выражать свои эмоции, и легко поддается эмоциональному давлению со стороны окружающих.

3. Сильная боязнь ошибок

Любящие родители постоянно мотивируют свое чадо, хвалят, поощряют добиваться большего. При этом, мотивирующее и любящее окружение способствуют развитию выносливости и уверенности в себе. Недолюбленные дети этого лишены. У детей, растущих в равнодушном к ним окружении, существуют серьезные проблемы с развитием чувства собственного достоинства.

Ребенок, которого недолюбили в детстве, повзрослев наверняка будет испытывать недостаток уверенности в себе. Как правило, это проявляется в виде чрезмерной боязни совершить ошибку. Многие успешные люди оказываются неспособными к реализации своего полного потенциала лишь «благодаря» тому, что в детстве получали недостаточно родительской любви и ласки. Впоследствии, во взрослом возрасте они страдают чувством собственной неполноценности: боятся сделать что-то не так. Они просто боятся, что у них ничего не получится. Поэтому стараются любое дело довести до «идеала», т. е. страдают перфекционизмом (а как мы знаем стремление к идеальному- это одна из причин развития шизофрении).

Родители часто в детстве мало того, что недолюбливают своих детей, они еще и ругают их за любую оплошность. И дети, что в таком случае делают? Правильно стараются абсолютно каждый шаг свой продумывать, чтобы сделать все идеально. И это идет с ними из года в год до взрослого возраста.

4. Склонность к токсичным личным отношениям

Неумение построить личную жизнь. Ребенок, не познавший в полной мере, что такое любовь, инстинктивно выбирает себе в партнеры человека, который его точно также не любит, как когда-то родители. Впоследствии, такие личности во взрослом возрасте склонны вступать в истощающие морально токсичные отношения и страдают от комплекса жертвы.

Что касается личных отношений — ребенок, который страдал от недостатка любви, став взрослым будет стремиться к тому, что ему привычно, то есть к токсичным людям.

5. Чувство небезопасности и привязанности

Практически любой специалист, работающий в области психиатрии, согласится, что позитивное окружение за пределами семьи способно компенсировать негативную среду в семье.

Однако в реальности все намного сложнее.

Ведь если ребенок не может довериться людям, которые помогли появиться ему на свет и которые должны отвечать за его безопасность, как ему заставить себя доверять вообще кому-то?

6. Склонность к депрессии

Недолюбленные дети, повзрослев, часто страдают от проблем с психическим здоровьем.

Как правило, депрессия и тревожность появляются от:

а) эмоционального безразличия в детстве,

б) неизбежных осложнений, вызванных этим безразличием, всплывающих на поверхность в более зрелом возрасте.

Депрессия и хроническая тревожность — это два наиболее часто встречающихся психических заболевания в мире. И вероятность заболеть ими во взрослом возрасте намного возрастает, если в его семье были серьезные проблемы, когда он был ребенком.

Дети, испытывающие дефицит любви, чаще своих благополучных сверстников поддаются влиянию алкоголя, наркотиков, игромании. Они склонны к насилию и совершению преступлений.

7. Чрезмерная чувствительность

Все мы слышали советы не принимать многие слова окружающих слишком близко к сердцу. В общем, это довольно дельный совет. Люди, пытающиеся справиться со своими проблемами, часто проецируют их на окружающих. Если мы не будем принимать все слова этих людей на свой счет, то это может помочь понять их — и, возможно, даже помочь справиться с этими проблемами.

Однако тому, кто недополучил в детстве любви и внимания от близких, последовать этому совету не просто. Этих людей постоянно угнетает страх быть отвергнутым, а вместе с неуверенностью в себе — это доказывает, что в детстве они чувствовали себя ненужными и нелюбимыми.

«Ой, какие мы чувствительные» … Эту фразу мы чаще всего слышим от задир и любителей эмоционального насилия. Она, как правило, лишь подливает масла в огонь, обжигающий и так болезненно чувствительную психику их жертвы. Слова и поступки окружающих сильнее ранят тех, кого недолюбили в детстве. Им сложно не принимать все близко к сердцу: внутри живет постоянный страх быть отвергнутым, брошенным, непонятым.

Дети, испытывающие дефицит любви, чаще своих благополучных сверстников поддаются влиянию алкоголя, наркотиков, игромании. Они склонны к насилию и совершению преступлений.

Также недолюбленные дети рискуют совершить те же ошибки, что и их родители. Это может проявиться в воспитании собственных детей: они бессознательно могут копировать поведение своих родителей (хотя и очень боятся этого, либо, наоборот, будут проявлять чрезмерную опеку и любовь в отношении своих деток. Как известно, любые крайности не идут на пользу.

Как понять, что ребенок не получает нужного количества любви?

Существует ряд симптомов, по которым можно определить, хватает ли маленькой личности родительской любви и тепла:

Реклама 13

недоверие к взрослым, нежелание делиться своими мыслями с родителями;

игнорирование того, что говорят мама с папой;

желание привлечь к себе внимание любыми способами (чаще всего, плохим поведением и капризами);

задержка интеллектуального развития;

такие диагнозы, как гиперактивность, задержка психического развития;

нежелание узнать что-то новое;

наличие большого количества детских страхов;

тревожность, замкнутость.

У всех нас есть свой способ показать нашим детям, как мы их любим, и только благодаря этому, мы можем заложить прочный фундамент для их дальнейшей жизни.

В статье под названием «Любовь и забота в раннем детстве», написанной тремя известными детскими психологами, эксперты дают следующие советы:

7 ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

У большинства нормальных родителей есть свои способы проявления любви к детям и этих способов в мире существует бессчётное множество. Главное — понимать, что благодаря заботе и любви к детям, закладывается прочный фундамент для дальнейшей благополучной жизни и здоровья детей.

В статье под названием «Любовь и забота в раннем детстве», эксперты психологи дают хорошие советы для родителей:

1. ПРОЯВЛЯЙТЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Пусть проявление любви, ласки, нежности, доброжелательности и привязанности к вашим детям станет важным приоритетом вашей жизни.

Вам необходимо знать, что атмосфера доброты и мира в семье — важнее всего остального.

2. ОБНИМАЙТЕ ДЕТЕЙ

Обнимайте чаще своих детей. Делайте это ласково, с любовью. Человеческое тепло, без лишних слов, поможет решить многие проблемы. При этом проявляйте чуткость и тактичность: не прикасайтесь к ребёнку (особенно к подростку, когда он не хочет этого. Оказывайте уважение к ребёнку, даже если он ещё маленький. Ученые устаноили, что ребенку для комфорта в день нужно не менее 40 обниманий со стороны взрослых. Так что тем чаще вы обнимаете своего ребенка, тем здоровее (физически и психически) он себя чувствует.

3. ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ

Хвалите детей как можно чаще (но похвала должна быть заслуженной). Без похвалы ребёнок, как цветок без воды — быстро завянет. Слова поддержки и поощрения будут давать вашим детям силы и желание творить добрые дела.

4. БЛАГОДАРИТЕ ДЕТЕЙ

Благодарите детей за каждую мелочь, говорите чаще — спасибо, делайте это искренно и от всей души. Цените любую помощь. Ваша благодарность научит детей самим быть благодарными, а это одно из самых важных качеств души человека.

5. ВАШЕ СОСТОЯНИЕ ВЛИЯЕТ НА РЕБЁНКА

Помните, если вы родитель или опекун, постоянно чувствуете себя подавленным, раздражительным, находитесь в состоянии депрессии, уныния — это обязательно негативно повлияет на развитие ребёнка.

6. ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ

Не бойтесь обратиться за помощью к специалистам: врачам, психологам, психотерапевтам, если чувствуете, что не справляетесь сами с повседневными трудностями в отношениях с близкими. Бывает так, что у человека накопилась эмоциональная усталость, возникло нервное истощение и тут без помощи врача никак не обойтись. Пройдя курс восстановительного лечения, вы увидите, что в жизни кроме проблем, есть много радости, а сложности во взаимоотношениях с детьми разрешаются сами собой.

7. ТЁПЛАЯ АТМОСФЕРА В ДОМЕ

Старайтесь создавать в доме уют, проявляйте доброжелательность и эмоциональную зрелость, чтобы сохранять здоровую атмосферу в семье. Устраивайте совместные обеды или чаепития, это позволит детям в непринуждённой обстановке поделиться с вами своими радостями и горестями. Это очень важно — создавать тёплую атмосферу любви и взамопонимания, чтобы ребёнок мог открыть душу, рассказать о своих переживаниях. Не забывайте — атмосфера, которая царит в вашем доме формирует ваших детей, формирует больше, чем правильные слова и умные нравоучения.

Но если вы столкнулись с проблемой недолюбленности, то возникает вопрос, как избавиться от комплекса недолюбленного ребенка?

Взрослые, недополучившие любви родителей в детстве, испытывают затруднения в воспитании своих детей. Они не в силах полноценно радоваться жизни и строить гармоничные отношения. Заподозрить комплекс можно по 7 вышеперечисленным признакам. А вот выявить синдром недолюбленности поможет консультация у специалиста.

Исправить эту проблему своими силами сложно. Что стоит сделать в первую очередь? Не винить родителей за то, что они не смогли вам дать больше любви. Наверняка на это у них были веские причины. Если не получается сделать это самостоятельно, проработайте комплекс вместе с психологом.

Вот несколько примеров недолюбленных детей

Елена, 37 лет:

«Я не люблю вспоминать свое детство. Родители много работали, и на меня у них совершенно не было времени. Такое чувство, что им было все равно, что со мной: они никогда не интересовались моими делами, не читали мне сказки перед сном, не играли со мной, не гуляли в парке. У меня было все необходимое: одежда, еда, игрушки, книги, но не было самого главного. Меня лишили родительской любви. Не помню, чтобы мама с папой хоть когда-нибудь обняли или поцеловали меня. Больше всего мне хотелось, чтобы они обратили внимание на мои успехи, заметили, что я многого добиваюсь. Я закончила школу с золотой медалью, поступила в престижный ВУЗ, сейчас занимаю хорошую должность и продолжаю подниматься по карьерной лестнице. Но все это не приносило мне радости, потому что самые родные и близкие люди продолжали заниматься своими делами, а я оставалась где-то на обочине их жизни. Что в итоге? Я живу одна, семьи нет, построить отношения с мужчинами не могу. С родителями почти не общаюсь, в душе обида на них».

Михаил, 26 лет:

«Папа бросил нас, когда мне было четыре года. Мама, молодая женщина, тяжело перенесла развод. Потом пыталась устроить свою личную жизнь, и на меня у нее не было времени. Яркое воспоминание из детства: я бегу к маме с рисунком, а она на кухне с каким-то мужчиной. Отмахивается от меня, выпроваживает в свою комнату. Потом мама вышла второй раз замуж, с отчимом у меня отношения не сложились. Мы соперничали за мамино внимание, а она всегда была на стороне нового мужа. Я устал выпрашивать мамину любовь и просто ждал, когда вырасту и смогу уехать. Уже год хожу к психологу, чтобы вылечить травму детства и начать нормальную, взрослую жизнь. Пока отношения с противоположным полом не складываются: мне все кажется, что женщина предпочтет меня другому, бросит, оставит одного. Это очень сложно. Надеюсь, что когда-нибудь у меня появится своя семья, и тогда я дам детям всю свою любовь, на которую способен».

Если родители не дают своему ребенку необходимое тепло и любовь, впоследствии его ждут серьезные проблемы и трудности. Лечить детские травмы намного сложнее, чем предотвратить их.

Дорогие родители, прямо сейчас отложите все дела, обнимите сына или дочь, скажите, как любите их. Проводите больше времени вместе, ведь для маленьких личностей это намного важнее, чем самые дорогие игрушки и гаджеты.

Источник:

https://novostiifakty.mediasole.ru/7_priznakov_nedolyublennyh_detey

https://kreativlife.ru/7-priznakov-nedolyublennyh-detej/

https://zen.yandex.ru/media/na_kabluke/7-priznakov-nedoliublennogo-rebenka-5e332a13f0d76672a6cfb033

https://nashi-deti.moseparh.ru/2019/04/10/7-priznakov-nedolyublennyx-detej/

https://womanhappiness.ru/7-priznakov-nedolyublennyx-detej-povedenie-i-cherty-xaraktera/

https://onamila.ru/nedolyublennyie-deti-posledstviya.html

Публикации по теме:

Ум ребенка находится на кончиках его пальцевУм ребенка находится на кончиках его пальцев Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Флешмоб к всемирному Дню ребенкаФлешмоб к всемирному Дню ребенка В воскресенье 20 ноября мы будем праздновать Всемирный день ребенка. К мероприятиям празднования Международного дня ребенка имеют отношение.

Развивающая книга для ребенкаРазвивающая книга для ребенка Фотоотчет «Развивающая книга для ребенка» В очередной раз хочу представить вам развивающую книгу для ребенка. Мастер класс по изготовлению.

Фотоотчет «Труд ребенка»Фотоотчет «Труд ребенка» Огромно влияние на воспитание ребенка оказывает труд «Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей. Труд способствует.

Индивидуальная выставка ребенкаИндивидуальная выставка ребенка — Лебедкин Тимофей. Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных.

Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт)Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт) Лепка, как и игра, являются любимыми занятиями моих воспитанников. Открыв для себя однажды этот чудесный материал, о нем им трудно забыть,.

Роль театра в жизни ребенкаРоль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Стенгазета к Всемирному Дню ребенкаСтенгазета к Всемирному Дню ребенка В 1954 году Генеральная Ассамблея рекомендовала всем странам организовать и праздновать «Всемирного дня ребенка» как дня мирового братства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром недолюбленного ребенка
Опубликовано: 15 июля 2020 в 11:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синдром недолюбленного ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Потараева Анастасия (УИ 1879665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД