Ольга Булатова
Упражнения на развитие слухоречевой памяти «Цепочка звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на развитие слухоречевой памяти
Упражнение «Цепочка звуков».
В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.
Ведущий: «Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите».
Темочки:
Первая цепочка: «А-О-У-Э». Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены, верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: «Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз».
Вторая цепочка может выглядеть так: «У-А-Ы-И-Э-О». Работа с ней идет по тому же алгоритму.
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
Упражнение «Говорим и пишем».
Ведущий: «Ребята, вы уже знаете, все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги».
Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе «рисования» вы можете отследить, не «зеркалит» ли ребенок при написании какой-либо буквы, особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.
Упражнение «Цепочка слогов».
Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны: фантазия и чувство юмора взрослого. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение «Галактическое собрание».
Далее, в работу можно ввести тему «Наша интонация».
В игровой форме взрослый просит детей произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т. д.
Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.
Ведущий: «Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом.» и т. д.
Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с педагогом-психологом с целью оказания поддержки ребенку.
Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".
Ведущий: «Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или «задом наперед».
Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА. "
Упражнение «Цепочка слов».
3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.
Первый вариант работы. Взрослый дает два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.
Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической хорошо развивает и логическую память ребенка.
Второй вариант.
Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб.
Ведущий: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори».
В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение «Повтори наоборот».
Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут «взять» цепочку из 6–7 слов.
Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.
Для того чтобы материал лучше «записывался» в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.
Ведущий: «Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста, а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку».
Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа.
Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море.
Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.
Строим цепочку цифрового ряда.
Здесь так же может быть несколько этапов работы:
1. последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т. д. ;
2. числа идут в цепочке вперемешку;
3. (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.
Главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем «испугать» ребенка обилием информации.