Галина
Развитие памяти в раннем детстве
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. «Без памяти, писал С. Л. Рубинштейн, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.
Публикация «Развитие памяти в раннем детстве» размещена в разделах
Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт.
Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.
«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, - писал Л. С. Выготский, - является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.
Объект исследования – память у детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности развития памяти у детей в раннем детстве.
Цель исследования – выявить и экспериментально исследовать особенности развития памяти у детей раннего возраста.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
1) Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие «память», охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте.
2) Дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
3) Определить особенности развития памяти у детей раннего возраста.
4) Провести эмпирическое исследование особенностей развития памяти в раннем детстве.
5) Разработать рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей раннего возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования. Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил "памяти привычке", которая формируется в результате механического повторения, "память духа", фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Мухиной В. С. и др. были разаработаны концепции о генезисе и структуре высших психических функций. П. И. Зинченко и А. А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А. Р. Лурия, Х. Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии – с наглядно-образными.
Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: изучение и анализ психолого-педагогической литературы: проведение эксперимента по развитию памяти в группе второго года жизни ДОУ.
База экспериментального исследования. Эмпирическое исследование проводилось в первой младшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 52 «Колосок» поселка Литвиново. В исследовании приняло участие 14 детей 2-3 лет. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности развития памяти у детей раннего возраста, проведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей 2-3 лет и разработаны рекомендации по коррекции и развитию памяти. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 52 «Колосок» поселка Литвиново, на методических объединениях, родительских собраниях.