Филина Наталья Александровна
Школа совершенствования профессионализма. Консультация-игра «Речь педагога особенна»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1. Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.
От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
К речи педагога определенные требования
Слайд 2
Задачи:
Публикация «Школа совершенствования профессионализма, Консультация-игра „Речь педагога особенна“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
• владение педагогами методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
• умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всем.
Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:
. Слайд 3 «Скоко повторять одно и то же»
«Седня вы хорошо работали»
«Ничо не надо трогать»
«Щас будете заниматься»
«Ляжь на правый бок»
«Не раздевай пальта»
«Вот здеся у меня картинки»
«Отседова можно сделать вывод»
«Ложи сюда одежду». Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,
Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл
Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.
Предлагаю вам поиграть
Слайд 4 Игра – тренинг «Ударение» — написать слова под диктовку, расставить ударение. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).
Слайд. 5 Обратите внимание на слайд. Каталог, красивее, петля, свёкла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать
Слайд 6 Игра – «Исправь ошибки».В этих предложениях есть ошибки.
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на велосипеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».
Слайд. 7 Обратите внимание на слайд
Блиц – викторина «Почувствуй разницу».
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Слайд 8 Сначала платье стала (надевать или одевать) Слайд 9 Сначала платье стала надевать. …., Слайд 10 куртку стала (надевать или одевать) …. шапку стала (надевать или одевать) Слайд 11 Куртку стала надевать,шапку стала надевать.
…. Слайд 12 А потом стала сына (надевать или одевать). Слайд 13 А потом стала сына одевать.
Слайд 14 Надевать что-то, одевать –кого-то.
Слайд 15
И хочу закончить свою речь проговорив об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.
К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:
• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
• неправильное ударение в словах;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);
• копирование речи малышей, «сюсюканье»;
• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.